Войти в почту

Идея Османской империи загоняет Эрдогана в тупик

Националистическая Национальная политика Реджепа Тейипа Эрдогана загоняет его в дипломатическую изоляцию, в первую очередь, из-за собственных имперских замашек.

Идея Османской империи загоняет Эрдогана в тупик
© Kadara.ru

wikimedia.org

17 лет назад он пришёл во власть под лозунгом «0% проблем с соседями», но сейчас Турция теряет их одного за другим. Даже Карабахский конфликт, где Анкара снабжает Баку беспилотниками, наёмниками и добрыми советами после поначалу успешного «марша на Париж» превратился в «Верденскую мясорубку».

Участвуя в этой авантюре, Турция подставила и Россию.

10 октября МИД РФ после напряжённых переговоров добился шаткого прекращения огня. А уже 13 октября турецкий политик Девлет Бахчели заявил: «Армения была стороной, нарушившей режим прекращения огня, как и ожидалось. Нагорный Карабах следует брать, ударив Армению по голове».

Чтобы вы понимали, Бахчели — это лидер Партии националистического движения Турции, младший партнёр Эрдогана по правящей коалиции. Отчего, возможно, озвучивает далеко не только личную точку зрения.

Однако и вокруг самой Турции становится жарко. В споре о запасах газа на шельфе Восточного Средиземноморья, главные игроки Греция, Кипр, Израиль, Египет, явно не на стороне Анкары.

Напомним суть спора: Турция не признаёт Конвенцию по морскому праву (UNCLOS) ООН, ограничивающую исключительную экономическую зону 200 милями от берегов страны, и претендует на запасы газа под морским дном между Кипром, Грецией и Сирией. 12 октября Турция откровенно спровоцировала православных (не)братьев, направив к греческому Кастелоризо корабль для проведения «сейсмических исследований».

Ранее в августе она активировала одну из своих систем ПВО С-400 («Made in Russia»), взяв на прицел барражировавший в спорной зоне греческий F-16 («Made in USA»), что вызвало гнев не только Афин, но и многих других членов НАТО. А Евросоюз погрозил «Султану» пальцем и пообещал запереть его в одной комнате с Грецией, пока они не помирятся.

Параллельно Россия и Египет начинают подготовку к совместным военно-морским учениям в Чёрном море. Точный квадрат учений пока не афишируется, но если они будут проходить поблизости от Крыма, это будет означать фактическое признанием Каиром российского статуса полуострова: шаг, на который так и не пошла Анкара.

Тем временем, по данным информагентства Aktif Haber, в 2020 госбюджет Турции предусматривает серьёзный рост военных расходов: 145 миллиардов турецких лир, или около 13% всего бюджета. С учетом неявных затрат частных бюджетов и кредитных заимствований военно-промышленных корпораций, таких как Aselsan, Roketsan, TUSAŞ, Havelsan и TAİ сумма совокупных военных расходов тянет уже на 273 миллиарда турецких лир, или 25% бюджета страны.

Абсолютный рекорд!

Понять Эрдогана можно: чтобы восстановить Османскую империю, нужно не только клепать сериалы, но и ковать ятаганы. Ведь Сирийская кампания показала, что у «османской гвардии» всё не так радужно: за почти 7 лет, турецкой армии удалось отжать лишь «20-мильную зону безопасности» в Сирийском Курдистане и небольшой анклав под Африном. Да и то во многом из-за благожелательности России и бездействия США.

А проблема миллионов сирийских беженцев, бегущих как раз в Турцию, никуда не делась. Успехи турецких «проксиков» в Ливии и Карабахе? Пока они лишь ещё больше осложнили отношения с партнёрами по НАТО. Эммануэль Макрон, он в Евросоюзе неформально отвечает за внешнюю политику, заявил: «Наш визави Эрдоган, а не Турция. Мы, будучи европейцами, должны быть сильными против Турции Эрдогана». Для Анкары, которая 4 года назад пережила попытку внешнего госпереворота, намёк более чем прозрачен.

Так что, как СМИ и писали на днях, заметных выходов из стратегического тупика, кроме стратегического союза с Россией, у Эрдогана нет. А отечественные публицисты, красочно расписывающие «исконно враждебную и опасную Турцию, которая спит и видит, как бы поджечь наш Северный Кавказ и Поволжье», ничем не лучше своих западных коллег, рассуждающих со страниц Вапы и Нюты про «российскую агрессию».