Сергей: Я собрал вещи и вернулся на СВО
Сергей - человек удивительной стойкости. В мирной жизни до СВО это было не слишком заметно. Вроде бы все как у всех: работа, семья, двое детей. А вот на передовой раскрылись его настоящие качества. После первого ранения боец настоял на возвращении в строй и уверяет, что сделал бы это и после второго, если бы не состояние здоровья.
До начала участия в специальной военной операции Сергей работал ведущим специалистом в технолого-аналитическом отделе на таможенном складе. Был на хорошем счету у начальства, создал свою группу и рассчитывал на повышение. Но жизнь сложилась так, что получил он его уже после возвращения с фронта.
Все знали, что там происходит
Когда Сергей получил повестку, родные очень волновались за него. На тот момент он был женат уже 14 лет. У них с Надеждой двое детей - старшей дочери Маргарите было на тот момент 12 лет, а сыну Михаилу всего пять лет.
"Я даже не думал, что придет повестка, - вспоминает Сергей. - Из моего отдела она пришла только мне. И все, я поехал. Потом были тренировки, нас готовили, комплектовали. Надо было вспомнить азы. Дальше уже на передовую. А там полная импровизация. Уже на ходу вспоминали, изучали военное дело. На тот момент было более-менее известно, что там происходит. Телевизор-то все смотрят. Поэтому родные очень сильно переживали за меня, особенно когда я пропадал со связи. Но поддержка от родных была мощная. Если бы не это, я бы, наверное, не справился".
"Главное качество моего мужа - это надежность, - рассказывает Надежда Вовк. - Я знаю, что я могу на него положиться в любой ситуации. Ответственность, добродушность, человек он очень добрый, поможет всегда и всем".
Сначала мобилизованных ждал тренировочный полигон в Твери. А потом обучение проходило уже по пути на фронт. Следующим пунктом была остановка под Воронежем, и снова тренировки. После этого новобранцев направили в боевую часть в Брянской области.

"Там наш полк был сформирован, эшелонами отправили на передовую, - рассказывает ветеран. - Помню, привезли, выгрузили в лесу с вещами. И мы начали обустраиваться, налаживать быт. Надо было подготовить себе место дислокации, организовать его, обезопасить, чтобы можно было жить. Мы копали блиндажи, строили свой лагерь. Параллельно выбрали место для полигона, выходили на стрельбы, тренировки и обучение. Учились управлять дронами, хотя на тот момент их у нас было немного. Зашли мы туда сформированным батальоном. И были не одни. По соседству располагались другие подразделения. Те, что приехали раньше, уже обустроились и помогали нам, рассказывали, что нужно сделать".
Кто не боится, тот бездушный человек
Сергея распределили в штурмовую роту мотострелковых подразделений на краснолиманском направлении, в районе Кременной и Сватово. Он был мобилизован в октябре, а в декабре его рота начала выполнять первые боевые задания. Задача штурмовиков была продвигаться вперед. Но Сергей рассказывает, что часто приходилось выходить на подкрепление первой линии - удерживать уже отвоеванные территории.
Боец вспоминает, что к тому моменту местных жителей в районе Кременной и Сватово было уже мало. Молодежь все оставила и уехала. Из местных были только пожилые. Они до последнего отказывались покидать свои дома. Когда российские войска отодвинули противника от этих населенных пунктов, жители начали возвращаться.
Ветеран признается, что одним из самых сложных испытаний в зоне спецоперации для многих становится преодоление собственного страха. Кто не боится, тот, наверное, бездушный человек, говорит он. Причем чем больше ответственность, тем больше переживаний и страха. Одно дело, когда отвечаешь только за свою жизнь, другое - когда от тебя начинает зависеть жизнь других. Довольно быстро Сергей стал командиром роты. И каждый раз за своих бойцов он переживал больше, чем за себя. К сожалению, это большое испытание, которое приходится принять каждому командиру: не в твоей власти, чтобы все без исключения вернулись с задания целыми и невредимыми. Сергею приходилось терять своих людей - своих друзей. Пожалуй, именно это причиняло самую сильную боль. "Самое страшное, когда не все бойцы возвращаются с задания", - говорит он.
Собрал вещи и уехал к своим
Весной 2023 года Сергей получил первое ранение - в ногу. Но после лечения и курса реабилитации настоял на возвращении в строй. Боец рассказывает, что во время минометного обстрела над ними завис беспилотник. Обычно это предвестник атаки, БПЛА получает данные о расположении бойцов и бьет прицельно. Но есть небольшой запас времени, чтобы укрыться от удара. В этот раз бойцы даже не успели среагировать, вспоминает Сергей. Он не добежал до блиндажа, прилетел танковый снаряд, зацепил его и еще одного бойца.
"Я помню, как прилетел снаряд, - рассказывает Сергей. - Меня как будто палкой по ноге ударили, осколок от снаряда попал в ногу. Меня подкосило, я упал. Ребята-медики быстро затащили меня в блиндаж, оказали первую помощь, поставили обезболивающее, перетянули рану жгутом. Эвакуировали нас вдвоем: меня и еще одного бойца. Он был моим заместителем, так что мы оставили нашу роту без командования. У него было ранение тяжелее, он потерял много крови. Всю дорогу до больницы я держал его на руках и следил, чтобы он не отключился".
Сначала раненые поступили в медроту Кременной, им обработали раны и направили в Рубежное. Там Сергею сделали первую операцию и эвакуировали в госпиталь Белгорода. А через какое-то время переправили самолетом в Тулу.
После лечения и реабилитации Сергей вернулся домой в отпуск - на 45 суток. Они сели с женой и вместе решили, что он отправится обратно в зону СВО.

"Я собрался и уехал к своим ребятам, - рассказывает боец. - Написал отказ от прохождения военно-врачебной комиссии, взял ответственность на себя и вернулся к своим. Вероятнее всего, меня признали бы годным и по результатам военно-врачебной комиссии. Но не ясно, куда бы распределили".
Сергей принял командование другой ротой. За время его отсутствия у его роты появился новый командир, а вот в соседней его не было. И Сергея назначили туда. Он вернулся в строй в июле, но ненадолго. Уже в августе снова поступил в госпиталь - с очередным ранением, уже более тяжелым.
"У нас был очередной боевой выход, на рубеж, - вспоминает герой. - Шел стрелковый бой и минометный обстрел. Я получил второе ранение: перелом руки, были задеты нервы, осколок повредил ногу. Сам бы я не вышел, меня вытащили ребята. Вынесли меня вшестером".
Был готов вернуться на СВО
Сергей с улыбкой вспоминает, как его жена узнала о втором ранении. Когда бойца везли раненым в госпиталь, он успел написать Надежде, чтобы положила ему денег на телефон.
"Я никогда не просил деньги на телефон положить, потому что у нас там, на позиции, есть только Wi-Fi. Звонки по сотовой связи не проходят. Поэтому у нее пазл сложился: если нужны деньги на телефон, значит, скоро буду на связи. Когда я ей позвонил, первое, что она спросила: "Что, опять?", - смеется Сергей.
Герой действительно опять поступил в госпиталь Белгорода, а оттуда его перенаправили в Смоленск. Там он проходил основное лечение. В этот раз восстановиться так легко не удалось. Осколки остались в ногах и руках. Ветеран признается, что периодически они дают о себе знать.
Восстановление заняло много времени. После второго ранения была назначена военно-врачебная комиссия, в этот раз ее прохождение было обязательным. Сергей был готов снова отправиться в зону СВО. Говорит, что бойцов и с более тяжелыми ранениями признавали годными.
"У нас все ребята такие, никто никуда не бегал, - говорит ветеран. - Кто-то три раза возвращался на СВО, кто-то четыре раза заходил. Я знаю парнишку из соседнего подразделения, мы с ним дважды лежали в госпитале. Так вот, он заходил уже пятый раз".
Все бойцы - братья
На военно-врачебной комиссии Сергея признали непригодным к военной службе по состоянию здоровья. Так он вернулся к мирной жизни. Признается, что довольно долго шел процесс реабилитации, увольнение из Вооруженных сил РФ также заняло много времени. Практически год Сергей провел дома. Это был один из самых тяжелых периодов для него. "Если бы не семья, было бы очень сложно", - говорит он. Это время он провел с близкими, больше внимания уделял детям, ведь его не было дома так долго. "Было тяжело - рука сломана, ничего толком не сделаешь", - вспоминает он.

Когда процесс увольнения из вооруженных сил завершился, ветеран СВО сам нашел адрес Фонда "Защитники Отечества" в Пушкинском районе. Он уже слышал, что его сотрудники помогают с оформлением документов ветеранам.
"Я поехал в местное отделение, координатор мне все подробно рассказал, - говорит Сергей. - Оформили все необходимые документы, выплаты и льготы. Все сделали, и очень быстро. Большинство ребят ничего не знают, что нужно оформлять, как все это правильно делать. В Фонде девочки очень быстро и грамотно все рассказывают".
Ветерану помогают с оформлением санаторно-курортного лечения. Ему нравится, что в Фонде предлагают много вариантов, куда можно отправиться, чтобы поправить здоровье. Для себя на следующий год он уже выбрал санаторий в Крыму.
"Сергей пришел к нам в Фонд в 2024 году, - вспоминает социальный координатор филиала Фонда "Защитники Отечества" по городскому округу Пушкинский Лидия Шавлинова. - Он обратился к нам за помощью в сборе документов на выплату как ветеран боевых действий по ранению. Мы ему помогли собрать пакет документов для выплаты по ранению и направили в главный офис, в получении дополнительной выплаты 1 миллион рублей. На нее имеют права ребята, которые получили ранение до ноября 2024 года".
В Фонде поддерживают связь с ветераном. "Мы с ним постоянно на телефоне, постоянно он приходит к нам в офис - в Фонд "Защитники Отечества", - отмечает Лидия Шавлинова. - Мы ему рассказываем, какие социальные меры поддержки есть, что нужно, чтобы их получить. Также мы ему оформили адаптивную одежду, сейчас собираем пакет документов на адаптацию жилья".
Кроме того, Сергей вступил в Ассоциацию ветеранов СВО и организацию "Боевое братство", которые помогают участникам спецоперации и их семьям. Рассказывает, что у организаций общие цели с Фондом - помочь тем, кто вернулся из зоны СВО, поддержать их близких. Со многими коллегами по ассоциации и теми, кому они помогают, Сергей подружился. Общее прошлое делает их ближе.

"Было принято решение создать Всероссийскую общественную организацию ветеранов "Боевое братство", - рассказывает руководитель пушкинской организации "Боевое братство" Сергей Борисов. - Сергей Михайлович Вовк, вернувшись с СВО, пришел к нам в организацию. Он показал себя с положительной стороны, человек сразу вникнул в нашу работу. Отличный молодой человек".
Сергей Борисов рассказывает, что основная цель и задача организации - это материальная помощь матерям и вдовам погибших бойцов, ребятам-инвалидам, решение их социальных вопросов. Также организация большое внимание уделяет детям-инвалидам. В сотрудничестве с Фондом "Виктория" организация "Боевое братство" помогает 85 детям-инвалидам, среди которых есть колясочники.
"Нам есть о чем поговорить, - говорит Сергей. - Есть какая-то сплоченность, мы все прошли через это - были в зоне спецоперации. Мы все - братья. Стараемся помогать друг другу".
Ветеран СВО регулярно участвует в мероприятиях Единого центра поддержки - московского филиала Фонда "Защитники Отечества". Его часто приглашают на различных форумы, организованные Фондом.
Сергей рассказывает, что в Фонде ему предлагали помощь в трудоустройстве. Но в его случае этого не понадобилось. Сергей вернулся на прежнее место работы. И довольно быстро получил повышение. Говорит, что еще до мобилизации все шло к тому. На время службы трудовой договор с ним был приостановлен, а после его возвращения на работу, руководство выполнило свое обещание.
Кроме того, ветеран прошел обучение по программе "Время Героев" и принял участие в проекте "Герои Подмосковья". Сегодня он уделяет много времени общественной работе. Участвует в крупных форумах, таких как "Вместе победим", отправке гуманитарной помощи на фронт и помощи ветеранам, которые уже вернулись из зоны СВО.