"Свадьбой Фигаро" Моцарта в Казани открылся традиционный Шаляпинский фестиваль

В афише XLIV Шаляпинского форума, что проходит ежегодно на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, на этот раз десять репертуарных названий. Но неизменно все фестивальные спектакли проходят при участии приглашенных звезд, чьи имена, правда, часто повторяются. На финал всегда предлагают нечто эксклюзивное в концертной версии, а старт берут, обязательно представляя абсолютную премьеру.

"Свадьбой Фигаро" Моцарта в Казани открылся традиционный Шаляпинский фестиваль
© Российская Газета

Ныне кодой фестиваля в год 125-летия со дня смерти Джузеппе Верди станет исполнение "Отелло", оперы, которая не звучала в Казани более трёх десятков лет. А началом марафона, длиною в месяц, предсказуемо отдавая дань почтения гению Вольфганга Амадея Моцарта в год 270-летия со дня его рождения, стала прекрасная "Свадьба Фигаро". Постановку одной из самых популярных опер в мире осуществила команда именитых мастеров: за дирижерским пультом немец Юстус Франц, сейчас служащий в Мариинском театре, режиссер Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев.

Шаляпинский фестиваль - уникальное, старейшее событие на музыкальной карте России - оплот стабильности и символ победы над временем. Публика его обожает безоглядно, по определению. Билеты достать на спектакли, надо заметить по очень доступным ценам, это большая удача. Форуму - 44 года, а у руля Театра имени Мусы Джалиля, где родился и проходит форум, беспрецедентно рекордные 45 лет Рауфаль Мухаметзянов. Когда переступаешь порог роскошного Дома оперы и балета, встречающего зрителей золотом и бархатом, кажется, что здесь часы под запретом…

Бытует легенда, что отец Бомарше умер от смеха, читая пьесу своего сына "Женитьба Фигаро"

При этом "Женитьбы Фигаро" считается вызовом, брошенным Моцартом существующим оперным традициям. Но Юрий Александров сделал красивый, костюмировано-исторический спектакль, неизбежно похожий на предыдущие явления его "Свадьбы Фигаро", коих было немало в самых разных городах нашей страны. Такие постановки не вызывают концептуальных споров и болезненных размышлений. Они дарят и публике, и участникам непременное удовольствие. Свидетельство сему тот факт, что ещё пять опер на нынешнем фестивале - "Пиковая дама", "Аида", "Тоска", "Паяцы", "Жизнь за царя", также в разные годы поставлены Юрием Александровым. Очевидно, и "Свадьбы Фигаро" на казанской сцене будет иметь долгую и счастливую театральную судьбу.

Парадокс в том, что опера, которая была впервые исполнена 1 мая 1786 года, изначально запрещалась цензурой Священной Римской империи из-за опасения того общественно-политического сарказма, что великий Моцарт и его конгениальный либреттист Лоренцо да Понте, зашифровали в этой опере. Однако не только талантливый литератор, но и влиятельный аббат да Понте (поклонник Руссо и друг Казановы), положил не мало трудов, дабы добиться от Иозефа II императорского разрешения в обход запрета цензуры на показ, гарантируя, что избавил оперу от политической крамолы, в которой был замечен литературный первоисточник - вторая часть трилогии Бомарше: комедия "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Кстати, данный сюжет Моцарт выбрал сам, и уже через шесть недель опера была готова. При этом известно, что его совершенно не интересовала политика. Все призывы близящейся революции, идеи свободы, равенства и совершенствования государственного устройства его не волновали. Только живые люди и их чувства с разнообразными, очень индивидуальными оттенками характеров, всегда были в центре внимания композитора.

Режиссерам всегда и легко, и сложно ставить моцартовские оперы. И "Свадьбы Фигаро" тому полноценный пример, ибо тут музыка уже отражает сплетения эмоций, побуждений и стремлений героев, подтексты и нюансы смыслов их поступков. Юрий Александров сделал спектакль, где много нежности и любви, но ещё больше интриг и юмора. Бытует даже легенда, что отец Бомарше умер от смеха, читая пьесу своего сына "Женитьба Фигаро"... Всё действо по строгим канонам классицизма укладывается в одни сутки и к ночи все герои обретают искомое счастье - редкий для оперного жанра хэппи энд.

Для артистов спектакль получился непростой. Он требует от солистов не только филигранного вокального умения высшего профессионального уровня, как того хотел композитор, но и постоянного актёрского включения: постановка максимально игровая и динамичная. В этой опере 11 персонажей. Из них только судью дона Курцио (Денис Хан-Баба) можно считать однозначно эпизодическим персонажем. Ему-то и достаётся самое унизительное: при выяснении отношений графская чета выплёскивает содержимое бокалов не друг на друга, а именно ему в лицо.

Большинство же персонажей разбиваются на пары, которые сначала запутывают клубок из измен и интриг, а потом приходят к финалу "любви и верности". В центре всех событий две пары: слуги Фигаро (Гурий Гурьев из Новосибирского оперного театра) и Сюзанна (Гульнора Гатина, представляющая Татарский театр), а также граф Альмавива (Владимир Мороз, Мариинский театр) и графиня Розина (Венера Гимадиева, Нижегородский театр оперы и балета). Есть ещё одна важная для оперы пара: юный паж графа Керубино (Вера Позолотина, Урал Опера Балет) и прелестное создание, еще дитя - дочь садовника Барбарина (Диляра Набиуллина, Казань).

Баритон Гурий Гурьев в образе Фигаро создает язвительную сатиру на тех, кто не знает слова "нет". Тембр его голоса изумительный, вокальная техника - на высоте, а актерская харизма не нарушает границ хорошего вкуса. Сюзанна - своеобразное alter ego Фигаро: женщина-манипулятор, она самодостаточна и хитра, яркий игрок в любовных развлечениях и желаниях, она точно знает, чего хочет получить от жизни. При этом пение Гульноры Гатиной стремится к аккуратности, но менее выразительно, чем ее актерство.

Владимир Мороз в графской роли производит впечатление человека, живущего (и поющего) не из желания, а по привычке, с оттенком усталой обреченности. Самый глубокий и психологически интересный в этом спектакле получился образ у Графини. У Моцарта и Да Понте эта молодая, но опытная женщина-жертва и своего понимания достоинства и неизбежности угасания… Осознавая, что, быть может, больше не интересна мужу, в попытке утешения оказывается в объятиях юнца. И почти каждая реплика Графини в исполнении Венеры Гимадиевой, обладающей очень красивым сопрано, есть осознанное и одновременно эмоциональное высказывание. Но в них нет ни протеста, ни смирения, а лишь улыбка с печатью печали.

Жаль только, что оркестру не всегда хватало внутренней энергии и возможности поддержать певцов ювелирной точностью музицирования, подчёркивающей виртуозную простоту гениальных моцартовских мелодий, неизменно дарящих желание жить.

Кстати

На следующий фестивальный год в Татарском театре оперы и балета запланирована премьера оперы "Шаляпин". Ее авторы - композитор Эльмир Низамов и либреттист Константин Рубинский, а дирижер-постановщик - Андрей Аниханов.