Редкого Рериха показали в Музее-квартире Вл. И. Немировича-Данченко

Музей МХАТ начал активно использовать недавно открытое пространство уютной квартиры Владимира Немировича-Данченко. Мемориальные комнаты — на месте, причем там умудрились сделать великолепное камерное театральное пространство, а еще одну комнату, дополнительную, сделали местом для временных выставок. Первая из таких открылась в конце декабря, и посвящена она спектаклю «Пер Гюнт», который вышел в Московском Художественном театре в 1912 году.

Редкого Рериха показали в Музее-квартире Вл. И. Немировича-Данченко
© Московский Комсомолец

У меня есть маленькая мечта: как-нибудь попасть в архивы Музея МХАТ и провести там денек, «пофотографировать» глазами те богатства, которые скрывают музейные фонды, потому что если один только Николай Рерих, представленный на этой камерной, но удивительной выставке, производит такое впечатление, то что еще скрыто от наших глаз? Он ни на кого не похож, как говорят сегодня, «у него своя атмосфера» — и речь идет даже не о картинах художника, а об эскизах к спектаклю, в которых мастер удивительным образом передает «краски» Севера.

Важно понимать, почему вообще возникла эта выставка и по какой причине разместилась именно в квартире Немировича-Данченко, которая буквально недавно была открыта после ремонта. Дело в том, что спектакль «Пер Гюнт», для которого Николай Рерих и разрабатывал костюмы и декорации, в МХТ в 1912 году поставил режиссер Константин Марджанов при участии Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

Неслучайно выбрали и дату открытия выставки — 21 декабря:

— 21 декабря — самый короткий день, самая длинная ночь в году, и он традиционно считается самым мистическим, волшебным, когда можно загадать свои сокровенные желания. В этот же день в 1879 году в Копенгагене состоялась мировая премьера пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом», — отмечает директор Музея МХАТ Павел Ващилин.

Однако в Музее МХАТ открыли в этот день выставку о другом его произведении, которое, что тут скажешь, классикой стало не просто так! Правда тут стоит сразу оговориться, что норвежский драматург Генрик Ибсен был одним из важнейших авторов для дореволюционного МХТ, где играли его произведения с самого первого сезона — «Эдду Габлер» и «Доктора Штокмана», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» и «Дикую утку», «Столпы общества» и «Привидения», «Бранда» и «Росмесхольма».

В день открытия выставки первые ее гости имели счастье увидеть еще и первый спектакль в стенах дома-музея — им стала постановка Павла Ващилина «Эдвард Григ. Две встречи», и здесь нужно остановиться отдельно. Арт-группа «Улица мечтателей» представила камерную постановку, сотканную из рассказов Константина Паустовского и Марины Дробковой. По своей сути, мы не пришли посмотреть спектакль в привычный театр, где зрителей от актеров отделяет подъем на сцену, расстояние. Скорее, мы все, взрослые мальчики и девочки, собрались в уютной старинной квартирке декабрьским вечерком послушать сказку, а актриса Екатерина Неволина со спицами и пряжей в руках, связала не только половину шарфа за время спектакля, но и целую историю об Эдварде Григео о нем и от его лица одновременно, а помогала ей в этом Варвара Титова, которая то и дело представала перед нами то в роли милой девочки Дагни Педерсен, которая случайно в лесу встретилась с великим композитором, то тоже перевоплощалась в рассказчицу…

Почему Григ стал еще одним главным героем вечера — вполне очевидно, потому что музыка из сюиты «Пер Гюнт» легко узнаваема во всем мире и любима публикой, а ведь композитор сочинил ее специально для постановки произведения Ибсену. И конечно знаменитые «Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры» сопровождали саму постановку, добавляя ей, однако не театральности, но жизни.