В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения»

11 декабря в ГМИИ имени Пушкина открылась экспозиция «Марк Шагал. Радость земного притяжения». Это первая персональная выставка художника в музее почти за 40 лет. Вниманию зрителей представлены произведения «русского периода», считающегося одним из самых плодотворных и важных. В числе экспонатов — знаменитые полотна «Прогулка» и «Над городом», а также инсталляция «Комната семьи Шагал» — воссозданный интерьер витебского дома с подлинными предметами мебели, которыми пользовался художник.

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве 11 декабря начала работу моновыставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения». Экспозиция собрана под руководством главного эксперта Русского музея по научной и издательской деятельности куратора Евгении Петровой. Выставка является посвящением бывшему директору и президенту Пушкинского музея Ирине Антоновой, отметила директор музея Ольга Галактионова.

Масштабных персональных проектов, посвящённых Шагалу, в Пушкинском музее не было почти 40 лет. В 1987 году именно здесь открылась выставка к 100-летию со дня рождения художника, организованная по инициативе его вдовы. Экспозиция имела большой успех у зрителей.

Сегодня демонстрация предметов из разных коллекций, включая Русский музей, Третьяковскую галерею, культурные учреждения Пскова, Приморского края и частные собрания, — важное событие в музейной жизни столицы. Часть экспонатов выставляется впервые, некоторые долгие годы хранились в запасниках: в их числе цикл рисунков, посвящённых событиям Первой мировой войны, которые Шагал наблюдал из прифронтового Витебска. Монохромные изображения, выполненные тушью, сам автор представлял на выставках наравне с картинами.

Другой редкий экспонат — иллюстрации к сказкам Пинхаса Кагановича (Дер Нистера). Книга была опубликована лишь однажды, в 1917 году. Оригинал находится в зале, а копии всех страниц представлены в цифровом виде. Эта небольшая работа — свидетельство того, как Марк Шагал участвовал в движении по просвещению евреев в начале XX века.

Чтобы раскрыть содержание картин и рисунков, авторы экспозиции обратились за помощью к художнику — полотна дополняют выдержки из автобиографической книги Марка Шагала «Моя жизнь».

Выставка охватывает прежде всего «русский период» творчества Шагала, когда сформировался его уникальный стиль. В это время, с конца 1900-х по 1922 год, художник создал множество ярких картин, впоследствии занявших центральное место в его наследии.

Так, зрители могут увидеть знаменитые полотна «Над городом» и «Прогулка», произведения «витебской серии» 1914 года и другие, в которых Шагал осмысливает чувства к родным местам. Город в разных его проявлениях был главным героем полотен, графических работ и рисунков Шагала. В картинах отражены и переживания художника по поводу невозможности жить в тогдашней столице, Петрограде. Уже в эмиграции Шагал обратился к малой родине, Витебску: «Жизнь прошла не с тобой, но не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух».

Представлены и произведения времён эмиграции — это иллюстрации к поэме Гоголя «Мёртвые души» из собрания Пушкинского музея.

Собрав экспонаты из разных источников, создатели выставки наглядно рассказали о главных темах в творчестве художника, показали повторяющиеся сюжеты в их развитии: пары влюблённых (в которых угадываются сам Марк Шагал и его жена Белла), сцены из еврейской жизни, старики в образах пророков, автопортреты и виды из окон.

«Писал всё, что попадалось на глаза. Но только дома, глядя из окна. А по улицам с этюдником не ходил», — рассказывал Шагал о ситуации 1914 года в автобиографии «Моя жизнь».

Художник следил за судьбой своих произведений. После эмиграции из Советского Союза, к концу 1950-х, он стал налаживать связи с деятелями и учреждениями культуры на Родине, чтобы иметь доступ к своим работам.

Например, Шагал был рад получить фотографии иллюстраций для сказок Дер Нистера от Русского музея и узнать, что его наследие сохранено.

Кроме того, Марк Шагал ревностно относился к точности атрибуции произведений по времени и месту создания. Например, «воссоединившись» со своим «Автопортретом у мольберта» ради выставки, Марк Шагал заодно утвердил год написания — 1914-й. В переписке с коллекционером Михаилом Гордеевым он по фотографии определил одну из своих ранних работ — «Вид из окна в Липецке» 1908 года.

Во время посещения Москвы и Ленинграда в 1973 году Шагал исправил ошибку в названии собственного полотна «Окно на даче. Заольшье близ Витебска». Он объяснил, что изобразил свой медовый месяц, проведённый за городом, тогда как ранее считалось, что на картине представлен городской пейзаж.

Также в стенах Пушкинского музея развернулись подлинные декорации из жизни художника. В Белом зале размещена реконструкция интерьера Еврейского камерного театра, для которого Шагал в 1920 году написал девять панно. Сам живописец настаивал на том, чтобы его произведения были доступны широкой публике, а не только посетителям спектаклей. Об этом можно прочитать в его письме к дирекции театра.

Два панно из девяти — занавес и декор потолка — были утрачены, остальные прошли нелёгкий путь вместе с театром и со страной. Их сохранность обеспечили в том числе нестандартные материалы: поскольку в 1920 году было сложно достать холст, Шагал писал на голландском тканом полотне, а в краски для стойкости был добавлен минерал каолин.

Шагал переживал за судьбу своих работ и был рад найти семь панно в сохранности. Приехав в Советскую Россию в 1973 году, художник дополнил панно подписью. Уже после этого они были отреставрированы, «гастролировали» по миру.

Ещё одна инсталляция — «Комната семьи Шагал». В стенах музея воссоздали интерьер витебского дома художника, используя подлинную мебель и предметы обихода. В России их выставляли только один раз. В середине 1990-х предметы поступили на временное хранение в Русском музее благодаря меценату. Частный коллекционер приобрёл их у племянницы Шагала Иды Гольдберг, которая не могла взять за рубеж вещи, привезённые её матерью в Ленинград из Витебска.

Помимо выставки, на площадках музея пройдёт цикл лекций о творчестве Шагала. Посетители с ограниченными возможностями здоровья познакомятся с работами художника благодаря тактильным моделям и экскурсиям с переводом на русский жестовый язык.