«Мир спасёт только любовь»: интервью с заслуженной артисткой России Мариной Ивановой
Расскажите о вашем первом впечатлении от пьесы Джо ДиПьетро «Последняя любовь»? Мне кажется, если сравнить сейчас оригинал и то, что мы играем в спектакле «Трое в парке, не считая собаки» — небо и земля. Пьеса претерпела значительные изменения — над ней серьёзно работали и режиссёр, и актёры. А первое впечатление, как и от любой новой работы, — это радость! Ты испытываешь счастье от того, что у тебя появилась новая роль! Какую драматургию любите? Я трагикомическая актриса, поэтому и пьесы люблю соответствующие. Мне нравится пробовать разные амплуа: где-то героиня серьёзная, а в чём-то может рассмешить зал. Я очень люблю смешить, но в то же время, мне нравятся какие-то неожиданные повороты сюжета. Я люблю острохарактерные роли, но они должны содержать живые, человеческие черты, которые вызывают сопереживание. Ваша героиня Роза в «Трое в парке, не считая собаки» очень эмоциональная, она тоже умеет смешить зал и плакать вместе с ним. Как вам кажется, в чём её трагедия? Беда её в том, что она собственница и не хочет никому отдавать брата. Роза — настоящая эгоистка. Надеюсь, в финале в её жизни что-то переменится, ведь она же признаётся брату: «Мне нравится твоя Кэролл…» Геннадий Хазанов и Марина Иванова в спектакле «Трое в парке, не считая собаки». Фото Монева Екатерина пресс-службой продюсерской компании «Театральная площадь» То есть в любви эгоизма не может быть? Нет. В любви надо каждый день переступать через свой эгоизм и не бояться позволить себе искренние чувства. Сумеет ли Роза найти своё место рядом с влюблённым братом и его избранницей? Будет жить рядом с ними в чуланчике и продолжать вкусно готовить, ссориться со всеми, потом мириться (смеётся) . Всё у них будет, как в любой нормальной семье. У вашей героини очень запоминающаяся походка. Как она появилась? Её придумали вы или подсказал режиссёр? Когда я посмотрела видеозапись первого спектакля «Трое в парке, не считая собаки», поняла, что играю очень молодую женщину: прыгаю, скачу, у меня лёгкая походка. Возможно, из-за старательности я летала по сцене. Но это неправильно, ведь так она вовсе не вписывается в трио… Роза уже немолода и так бегать по сцене ей не под силу. Поэтому я придумала использовать резинку, которой перевязываю ноги, чтобы не бегать. Да-да, резинка спрятана под юбкой. Весь спектакль я хожу с ней, и она помогает мне сдерживать бег, когда эмоции захлёстывают и хочется помчаться вперёд. Так у меня появилась походка моей Розы! Только это большой секрет, никому не рассказывайте! На сцене почти нет декораций, всё аскетично и, конечно же, всё внимание только на актёрскую игру. Вам комфортно существовать в таком пространстве? Я об этом не задумываюсь. Каждый актер должен оправдать то, что ему предлагают режиссер и художник. Для меня важнее не соврать самой себе, и в первую очередь, зрителям. Да, кстати, на счёт не соврать, был у меня такой забавный случай. В «Сатириконе» Роберт Стуруа репетировал спектакль «Гамлет», где у меня была небольшая роль — актриса-королева труппы. И вот Роберт Робертович показывает, как и что мне делать, на что я ему говорю: «Если я так сыграю, мою оценку дальше третьего ряда никто не увидит!» Его ответ: «Слушай, пусть бинокль возьмут!» (смеётся) Тем самым он спасал меня от вранья. Кстати, чтобы придерживаться этого принципа в спектакле «Трое в парке, не считая собаки», я не ухожу в гримёрку, а всё время провожу за кулисами, наблюдая, как работают Геннадий Викторович и Ольга Михайловна. Не прихожу из гримёрки на сцену, а без вранья продолжаю с ними спектакль. Недавно мы работали на сцене ДК «Выборгский» в Санкт-Петербурге, и я задумалась — как они будут играть такой камерный спектакль на большой площадке?! Играли на «чистом сливочном масле»! Вот, что значит талант! Ольга Остроумова и Марина Иванова в спектакле «Трое в парке, не считая собаки». Фото Монева Екатериная предоставлено пресс-службой продюсерской компании «Театральная площадь» Легко нашли общий язык с Ольгой Михайловной и Геннадием Викторовичем? У нас не было трудностей в работе. Репетировали легко, интересно, вдохновенно. Конечно, на первой репетиции я жутко волновалась, переживала, да и на второй тоже… (смеётся). Вы всегда волнуетесь перед выходом на сцену? Вы даже представить себе не можете, как я волнуюсь. Но ведь есть какие-то актёрские уловки, как преодолевать волнение? Нужно сделать первый шаг на сцену, не перепутать ничего, не забыть текст и дальше будет легче. Вы любите импровизировать на сцене? Смотря где и смотря с кем. Геннадий Викторович не разрешает импровизировать? Ну, лучше не надо . Как он говорит: «Музыканты играют по нотам, они же не берут вместо «до» — «ля». Вот так и мы!» Геннадий Викторович и Ольга Михайловна для многих актёров являются эталонами эстрадного и театрального мастерства. Для вас лично есть такие ориентиры в профессии среди педагогов или коллег? Я не могу назвать других имен, кроме своего мастера в институте, который обучал не только профессии, но и прививал важные человеческие качества: честность, пунктуальность и т.д. Это был Александр Александрович Музиль, профессор кафедры режиссуры в Ленинградском театральном институте. На его режиссёрском курсе было всего две девушки и одна из них — я. На актерский курс меня не взяли, так как мне уже было 24 года, а Александр Александрович рискнул и взял на свой режиссерский курс. По-отечески меня очень любил и даже в больницу ко мне приходил с термосом, котлетами и супами. Он очень заботился обо мне. Сегодня я молюсь за него, помню и очень люблю. Ольга Остроумова, Геннадий Хазанов и Марина Иванова в спектакле «Трое в парке, не считая собаки». Фото Монева Екатерина предоставлено пресс-службой продюсерской компании «Театральная площадь» Как он с вами работал, как режиссёр? Мой самый запоминающийся случай – это отрывок из «Дяди Вани». Я репетирую Соню, её монолог «…Мы увидим все небо в алмазах…» И он мне говорит: «Я хочу, чтобы в этот момент у тебя из правого глаза потекла слеза и где-то на середине остановилась. Если это у тебя получится, ты станешь великой актрисой!» Когда на показе мы играли этот отрывок, я уже не заботилась, что я играю и думала только об этой слезе. Тем самым он отвлёк меня от ненужных переживаний. Какую роль сегодня играет современный актер в культуре и обществе? Актёр должен быть положительным примером во всём. Но к сожалению, в театре, а чаще всего на телевидении, показывают то, на что смотреть не хочется. И подчас предлагают сыграть такое, что когда тебя не берут или ты отказываешься, думаешь – слава Богу, что ты туда не попал! Но всё-таки наша профессия самая лучшая. За что вы её любите? Иногда утром я думаю: вот мой муж каждый день в пять уходит на работу, а я, проснувшись как «королевишна», прохаживаюсь по квартире, пью кофе, размышляю — есть спектакль или нет, собираюсь прогуляться по магазинам. Репетиция, спектакль, снова репетиция. Как же это прекрасно! Встречи с людьми, со зрителем, аплодисменты — Боже мой, как я это люблю! Я обожаю репетировать, даже больше, чем играть. Мне нравится мучиться, искать, испытывать страдания. И вдруг, когда тебя благодарят, ты ловишь взгляд зрителя, который стоит и плачет. Он плачет и кланяется тебе… Одна мысль: не зря я сегодня вышла на сцену! Как Юрий Деточкин из «Берегись автомобиля», помните?! Так и я еду с букетами в машине, заново переживая всё, что было и чего не было. Ну, прелесть же (смеётся). А гастроли любите? Очень! Это для меня (смешно скажу), как слетать куда-нибудь в другую страну, приключение, эмоции. Ольга Остроумова, Геннадий Хазанов и Марина Иванова на гастролях в Санкт-Петербурге со спектаклем «Трое в парке, не считая собаки». Фото предоставлено пресс-службой продюсерской компании «Театральная площадь» Но несмотря на такую «королевскую» актёрскую жизнь, как вы описали, профессия с ложная. Вы вот много плачете в спектакле «Трое в парке, не считая собаки», и зрители тоже плачут вместе с вами. Как вы потом восстанавливаетесь? После этого спектакля я думаю: «Господи, у меня такая маленькая роль, но я устаю так, как ни на одном другом спектакле». Вероятно, это происходит потому, что мне нужно накапливать эмоции от сцены к сцене. Сижу за кулисами и не могу расслабиться. После спектакля подхожу к зеркалу и вспоминаю тех, кто не верит, что мне 65 лет. Если бы они видели моё лицо! Все 80! Вот так я выгляжу. Стою и не узнаю себя. Усталость просто невероятная. Как вернуть энергию?! Прийти домой, поцеловать мужа и кошек. Л юбите смотреть спектакли коллег, вы — строгий зритель? Я не просто строгий зритель, мне кажется, я одна такая ненормальная. Вижу, когда играют, а не живут на сцене, и мне это не нравится. Но, наверняка, если вспомнить, были спектакли, которые вас тронули за живое. Такие были, хотя бы взять моё первое потрясение от спектакля Юрия Бутусова «Король Лир» в «Сатириконе». Помню, как в определенный момент включили на полную громкость музыку «Советский цирк». Это произвело на меня огромное впечатление! Когда дочери Лира умирают, он под музыку сажает их за три пианино. Они в разных цветных платьях. Лир сажает одну мёртвую дочь за пианино, а пока он делает то же самое со второй, первая постепенно сползает. И так повторяется много-много раз. Я ходила пять раз на этот спектакль ради этой сцены, невероятное впечатление… Сцена из спектакля «Король Лир» в театре «Сатирикон». Источник фото: официальный сайт театра Если бы была возможность завтра взяться за любую пьесу, за любую роль — на чём бы остановился ваш выбор? Был бы выбор, на чем остановиться, мы найдем. Наверное, многие зрители вас теперь узнают по роли в «Трое в парке, не считая собаки». Что бы вы посоветовали таким людям, как ваш а героин я для обретения счастья? Для начала — меня никто, нигде и никогда не узнаёт. И это удобно, не надо раздавать автографы, фотографироваться (смеётся). А что касается совета, я глубоко верю, что главное в жизни каждого человека (может, я повторяюсь) — каждый день жить и отдавать себя без остатка другим людям. Кто сказал, что красота спасёт мир? Нет! Мир спасет только любовь.