"Старик и море. Пробы и ошибки" Эрнеста Хемингуэя. Театр "Мастерская Петра Фоменко". Старая сцена.
Иван Шалаев – один из учеников ныне покойного мэтра . Признаться честно, мне не совсем был понятен выбор произведения. По мне оно достаточно не театральное. Но режиссер отлично справился. И то, что главную роль играет Анатолий Горячев, который режиссеру в дедушки годится — хорошо. Мне кажется правильным, когда молодые режиссеры работают именно с возрастными актерами. Происходит как бы акт совместного обучения. Парадокс: в спектакле два главных действующих лица — море и старый рыбак Сантьяго. Но синего цвета на сцене не было вовсе. Вместо этого — все черное. Периодически благодаря искусной работе с цветом, сцена становилась красной, желтой, зеленой. Но синей — никогда. Также интересен образ Сантьяго. На нем нет ничего, что как-то выдавало бы в нем моряка. Он одет в строгий черный костюм и белую рубашку. Скорее, выглядит как коммивояжер. Но точно не как моряк. Правда, достаточно быстро мы понимаем, что именно этот образ наиболее уместен в данном действии. Шум волн, конечно, присутствует, но исключительно в начале и в конце. Вместо лодки — деревянный круг, на котором и происходит все действие. Круг напоминает небольшую цирковую арену, и в ряде сцен элементы "цирка" присутствуют. (Жаль, что эти элементы редки — режиссер придумал фишку, но не смог воспользоваться ей в достаточной степени. Можно было бы идею цирка значительно усилить, и от этого постановка бы только выиграла). Главным же реквизитом является очень длинная веревка, изображающая чаще всего леску, на которую попалась гигантская рыба. Но в зависимости от необходимости та же веревка превращается в бейсбольную биту, в сети, в водоросли, да во все, что угодно, а иногда и в веревку, за которую кукольник дергает марионетку. Поскольку на протяжении всего спектакля (за исключением финала) старик не выпускает из рук веревки, создается определенное впечатление кукольного театра. Куклой является главный герой, невидимым кукловодом — рыба. А иногда и Мальчик, которого играет молодой актер Владислав Ташбулатов. И в этом случае перед нами интересная задумка. Кукла (старик) в результате побеждает своего кукловода (рыбу). Но приносит ли ему это счастье? Нет. Это как раз приводит к его страшной гибели. Интересный символ, интересные последствия. Хороший повод задуматься о бессмысленности своих титанических усилий. У меня есть определенные претензии к спектаклю, главной из которых является такая подача, что эмпатии к действию я практически не испытывал. Точнее, она промелькнула только в одном моменте, когда старик рассказывал о том, как поймал самку марлина, и о том, как ее самец, увидев гибель любимой, ушел глубоко под воду. Да и то, испытал я сострадание не к главному герою, а, скорее, к семейству марлинов. Не могу понять, было ли это задумано, или просто так получилось. Скорее всего, второе: режиссер принадлежит к поколению, которое в принципе не способно испытывать эмпатию к кому угодно. Почему хэмингуэевский Сантьяго должен быть исключением? Но в любом случае, я рекомендую данный спектакль широкой публике. Он интересен, символичен, динамичен. В нем прекрасны обе актерские работы. А как по-другому? В театре "Мастерская Петра Фоменко" плохих актеров не бывает. Не могу не подколоть слегка и руководство театра. Если этот спектакль называется у них "Пробы и ошибки" – то они откровенно пижонят. Постановка сложилась, она цельная. Ну да ладно, такой великолепный коллектив, как "Мастерская Петра Фоменко" может себе позволить долю кокетства. Не так ли? До встречи в театре "Мастерская Петра Фоменко".