Транспортная реформа в Екатеринбурге: между надеждами и реальностью
От слов к делу: брутто-контракты и первые результаты Для начала: нынешний градоначальник все же смог вывести реформу общественного транспорта из области прожектов в практическую плоскость. Это уже выгодно отличает его от предшественников. Тем не менее, отзывы горожан разнятся, и критические, как водится, звучат громче положительных. Главные претензии: большие временные интервалы в курсировании транспорта, изменение нумерации маршрутов, сбившее привычную навигацию горожан, трудности с остановочными комплексами. Однако претензии не всегда справедливы: ситуация меняется, и это заметно даже невооруженным глазом. Основное нововведение – переход на брутто-контракты. Теперь перевозчикам платят не за количество перевезенных пассажиров, а за пройденные километры и соблюдение графика. Это должно было решить главную проблему: автобусы, которые ездят, когда им вздумается, а не по расписанию. Первые итоги обнадеживают: по данным администрации, автобусы стали выполнять на 23 % больше транспортной работы, а количество жалоб от пассажиров сократилось на 20 %. Зарплаты водителей выросли: теперь водитель автобуса получает в среднем 107 тыс. рублей, трамвая – 86 тысяч, троллейбуса – 81 тысячу. Это позволило остановить отток кадров и даже привлечь новых сотрудников. Но главное – транспорт начал ходить по расписанию, а не по принципу «когда выйдет». Помощь свыше: без нее никуда Алексей Орлов не скрывает: без поддержки областных властей реформу не потянуть. На транспортную реформу планируется потратить около 13 млрд рублей, и городской бюджет с такой нагрузкой не справится. «Проблемы копились годами, и по щелчку пальцев их не решить», – признает градоначальник. В мэрии рассчитывают на участие в федеральных программах и областную поддержку. Губернатор Свердловской области Денис Паслер транспортную реформу уже поддержал. Что дальше? С февраля 2025 года автобусы полностью перешли на брутто-контракты, а трамваи и троллейбусы – еще раньше. Это позволило муниципалитету лучше контролировать работу транспорта, а перевозчикам – планировать доходы и обновлять парк. Но главная задача – сделать транспорт удобным для пассажиров – еще не решена. Город продолжает закупать новые автобусы и троллейбусы, расширять выделенные полосы, но пока это только первые шаги. Так, закупка еще 50 троллейбусов с автономным ходом в дополнение к сотне уже приобретенных позволит полностью обновить троллейбусный парк уже зимой 2026 года. Появляются и новые автобусы, и, что особенно финансово затратно, трамваи – трех- и даже пятисекционные. Екатеринбург без остановок На фоне борьбы муниципалитета с уличной торговлей, в городе пропали остановочные комплексы. Это вызвало справедливые, в общем-то, упреки горожан: пропала защита от дождя и снега, да и присесть пожилым и больным гражданам в ожидании транспорта стало негде. В мэрии заверяют: новые навесы скоро поставят, виной заминки стал неизбежный временной лаг при осуществлении закупок. 35 комплексов из новой партии закупленных остановок будут смонтированы в 7 районах Екатеринбурга: Верх-Исетском, Железнодорожном, Ленинском, Кировском, Орджоникидзевском, Октябрьском и Чкаловском. На позапрошлой неделе уже установили навесы на улице Большакова – остановка «Аэроагентство», на улице Советской – остановке «Библиотека Крапивина» и на улице Мурзинской (Калиновский) – остановке «Калиновский». А всего с июля установлено более 40 навесов. До конца года обещают заменить 150 остановочных комплексов. Подводя итоги, следует сказать, что транспортная реформа в Екатеринбурге – это не спринт, а марафон. Первые результаты есть, но до идеала еще далеко. Главное, что город наконец начал двигаться в правильном направлении: от хаоса к системе, от обещаний к действиям. Но без поддержки областных властей и терпения горожан успеха не добиться. Вопрос только в том, хватит ли у власти и пассажиров терпения дождаться настоящих перемен. Фото: ФедералПресс / Антон Федулов