В Волгограде открылась выставка к 85-летию Петра Чаплыгина

Зрители увидели произведения из мастерской художника, многие из которых редко демонстрировались, и из фондов музея Машкова.

В Волгограде открылась выставка к 85-летию Петра Чаплыгина
© Волгоградская правда

Путь к истине

В областном центре открылась выставка к 85-летию со дня рождения народного художника России, замечательного волгоградского керамиста, скульптора, монументалиста Петра Чаплыгина (1940–2022).

«Петр Чаплыгин. Путь к истине. К 85-летию со дня рождения» – это первая выставка мастера, на которую он, к большому сожалению, уже не придет лично. Обычно он всегда готовил персональные экспозиции к своим круглым датам.

На открытии новой чаплыгинской выставки в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И. Машкова собралось множество народа, – поклонники, друзья, коллеги и ученики. Зрители увидели более 70 произведений мастера, – скульптуру, живопись и графику – причем большая часть хранилась в его мастерской и давно не демонстрировалась широкой публике.

На выставке присутствуют эскизы монументальных работ, в том числе нереализованные проекты. Чаплыгин заявил о себе как монументалист в 1970-е. Из 13 монументальных произведений, созданных за все время, половина не сохранилась. На выставке представлены фото работ для Волгограда и области, значительная часть из которых уже не существует – ресторан «Казачий курень», магазин «Цветы», «Дом молодежи» и др.

Впервые показаны работы, выполненные уже на закате жизни. Например, последняя по времени создания серия – живописный цикл «Александровский грабен». Он появился под впечатлением от величия уникального природного ландшафта после поездки к этому заповедному месту осенью 2020 года. Это чувство близости космоса, каких-то глобальных сил нашло выражение в почти монументальных суровых живописных полотнах.

Евангелические сюжеты воплощены в рисунках, картинах, скульптуре, мозаичных панно. Рядом с ними – сложные образы роскошных красавиц. Представлены произведения циклов, посвященных памяти о войне: «Ни давности, ни забвения», «Крестоносцы ХХ века», «Мир дому».

Счастье любви, радость бытия

Как рассказала куратор выставки Ольга Малкова, тема войны занимала особое щемящее место в сердце Петра Чаплыгина, которому выпала трудная сиротская судьба. Он никогда не видел своего отца, ушедшего на фронт в 1941-м и без вести пропавшего. В тяжелейшие послевоенные годы совсем молодой умерла мать, которой не было и 30 лет.

Семилетний ребенок оказался в детском доме. Ходили неясные слухи, что отец его попал в гитлеровский концлагерь. Сын везде искал его следы, перечитал сотни документов и воспоминаний о нацистских застенках, но безрезультатно.

Эта личная и общенародная трагедия позже отразилась в его творчестве, в суровых скульптурных пластах из темной, как будто обугленной керамики. Сталинград воюющий, узники концлагеря – эти и другие образы возникли не случайно.

Знавшие его близко люди вспоминают, что до конца жизни Петр Иванович хранил эти тяжелые переживания, они не отпускали его. Когда он переехал в новую просторную квартиру, первое, что сказал: «Сколько же здесь детдомовцев можно разместить!»

«Мы должны помнить свою историю, какой бы жестокой и кровавой она ни была, – говорил Петр Чаплыгин. – Без памяти нет настоящего, нет будущего».

Трагическим страницам родной истории посвящены и работы, которые занимают одно из центральных мест на выставке («Крик народа», «Коллективизация» и др.). Но в то же время, как говорит Ольга Малкова, искусство Чаплыгина воспевало красоту человека, счастье любви, радость бытия.

«При всем разнообразии непрерывного творческого поиска для Петра Ивановича невероятно важным было ощущение пребывания в потоке красоты, – размышляет куратор. – Он эту красоту искал повсюду. Пластика животных, красота человеческого тела, одухотворенного лица. Он всю жизнь носил шрамы из детства в своей душе и потому особенно остро ощущал счастье мирной устроенной жизни и в то же время понимал ее хрупкость».

Разноплановость работ

Излюбленный материал Чаплыгина – глина, в первую очередь, шамот (керамическая масса, в состав которой входит измельченная глина как добавка для придания прочности материалу. – Прим. ред.).

«Уже в 1980-е годы ведущие критики писали о Чаплыгине как об уникальном мастере, переосмысливающем возможности керамики, – продолжает Ольга Малкова. – Его любимые материалы – и смальта, и разные яркие глазури. Конечно, таинство, чудо, когда этот художник работает с глиной. В его руках она становится похожа то на металл, то на камень, а то вдруг на древнюю фреску. Шаг за шагом художник наращивал техническую сложность. Шамот покрывался разноцветными глазурями, гальванической медью, соединялся с мозаикой, смальтой и сварным металлом, линейным рисунком, что позволяло добиваться необыкновенных эффектов».

Виктория Чаплыгина, дочь художника, говорит, что на выставке удалось показать разноплановость художника.

«Я думаю, что выставка удалась, и спасибо музею, за то, что здесь очень внимательно и скрупулезно отнеслись к его наследию», – говорит Виктория Чаплыгина.

Она тоже талантливый художник, и с теплом вспоминает о профессиональном принципе, которому всю жизнь следовал отец. 

«Это – дисциплина, работа каждый день, потому что художник как спортсмен, если он не рисует, он теряет форму, – вспоминает дочь. – Поэтому рисовать, лепить нужно постоянно. И этому принципу папа следовал всегда».

Петр Иванович Чаплыгин преподавал, проводя занятия в своей мастерской, что давало ученикам возможность освоить ремесленные тонкости работы керамиста. Студенты его любили, ему было интересно с ними. С неубывающей энергией он продолжал создавать новые серии, охотно обсуждая их с учениками и посетителями мастерской.

«Я в пору своей юности была ученицей Петра Ивановича, посещала его мастерскую, где у нас проходили занятия, – рассказывает художник Ирина Некрасова. – И на тот момент по молодости мне казалось, что это совершенно нормально, обыденно – прийти к художнику в мастерскую, где он смотрит твои эскизы, делает замечания, иногда хвалит... Сейчас, спустя годы, многое переоценив, я понимаю, насколько это было щедро. Какое это было счастье, что такой яркий художник тогда с нами занимался, беседовал, так терпеливо и бескорыстно одаривал».

Сейчас эта знаменитая мастерская с украшенным керамикой фасадом и коваными дверями в доме на улице Мира превратилось в место настоящего народного паломничества. Этот яркий уголок стал легендарным. Добрую память о себе оставил Петр Иванович Чаплыгин…