Запрет на майнинг снизил энергопотребление
По данным Минэнерго, запрет на майнинг в отдельных районах Сибири и регионов Дальнего Востока привели к снижению энергопотребления на 320 МВт. В ведомстве отметили, что подобные шаги помогли избежать введения ограничений для обычных потребителей в период пиковых нагрузок в январе.
Как пишет «Коммерсант», председатель правления «Системного оператора» Федор Опадчий на семинаре ФАС по тарифному регулированию сообщил, что в прошедший зимний период в юго-восточной части ОЭС Сибири наблюдалось сокращение энергопотребления. По его оценке, если ограничения на майнинг сохранятся, необходимость строительства дополнительных мощностей в регионе может уменьшиться на 1,2–1,3 тыс. МВт, что позволит избежать энергодефицита.
По оценкам Ассоциации промышленного майнинга (АМП), на данный момент объем промышленного майнинга в России составляет около 1,5-1,7 ГВт и занимает 65% общего рынка в стране. Еще 35% рынка приходится на частных лиц.
Правительственное постановление №1869 от 23 декабря 2024 года ввело ограничения или полный запрет на майнинг в ряде регионов для стабилизации энергосистемы. Легализация добычи криптовалют в России произошла в ноябре 2024 года. Согласно законодательству, индивидуальные предприниматели и компании должны зарегистрироваться в специальном реестре ФНС. Для физических лиц допустимо потребление не более 6 тыс. кВт/ч электроэнергии в месяц для майнинга. Аналитики АКРА в ноябре 2024 года указывали, что наиболее выгодными для майнеров регионами по тарифам являются Иркутская область, Хакасия, Дагестан и Тюменская область.
Запрет на добычу криптовалют в отдельных территориях Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края будет действовать ежегодно в период пиковых нагрузок с 15 ноября по 15 марта до 2031 года. В республиках Северного Кавказа, а также в новых регионах России введен полный запрет на майнинг до 15 марта 2031 года. По мнению регуляторов, такие меры позволят снизить аварийность энергосистемы в периоды максимального спроса и упростят технологическое присоединение новых потребителей. В марте правительство разрешило заниматься майнингом в запрещенных зонах при условии использования автономных источников генерации. (см. материал EastRussia «С майнингом намаешься»)
Исполняющий обязанности генерального директора Иркутской электросетевой компании Илья Бриллиантов сообщил, что за время действия ограничений в осенне-зимний период на части территории Иркутской области освободилось 308 МВт, которые использовались легальными майнерами. Он отметил, что конечные потребители не ощутили ухудшения качества энергоснабжения. Однако компания из-за сезонных запретов недополучила около 800 млн рублей валовой выручки за услуги по передаче электроэнергии, что сказалось на финансировании 9,5 тыс. договоров льготного технологического присоединения.
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев ранее заявлял, что майнинг значительно увеличивает нагрузку на энергосистему, провоцируя перегрузки сетей и отключения. Он выступает за введение круглогодичного запрета на майнинг в энергодефицитных районах региона до 2031 года.
Первый заместитель министра ЖКХ, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края Кирилл Газаев подчеркнул, что освободившиеся мощности в Иркутской области способствовали повышению надежности энергосистемы в зимний период. По его словам, в Забайкалье отсутствуют компании, легально занимающиеся майнингом, а проверки министерства не выявили нелегальных майнеров.
Директор Ассоциации промышленного майнинга Сергей Безделов считает, что запрет на добычу криптовалют без учета рыночных условий не приносит ожидаемого результата, так как часть майнеров уходит в тень. Он отметил, что по оценкам ВШЭ, перенос майнинговых мощностей обходится в 1,5–2 раза дороже, чем строительство новых дата-центров. По его словам, высвободившиеся 320 МВт в итоге не были перераспределены, а энергокомпании недополучили значительные доходы за период действия запрета.