Вероника Вяткина и Олег Нестеров. Все дороги ведут к искусству
Театральный салон "Сцена 23" не так давно появился на культурной карте Москвы. Но те, кто следит за этой картой, стали замечать, что постепенно мероприятия этого уютного Салона выходят на принципиально иной уровень. Сегодня независимый проект "Сцена 23" сотрудничает с такими признанными и яркими институциями, как Музей русского импрессионизма и Театр на Таганке, активно участвует в подготовке и проведении масштабного благотворительного фестиваля "Звезда Рождества". Салон кропотливо создает пространство, где каждый влюбленный в искусство может найти для себя мероприятие по душе. С одной стороны, здесь бережно хранят традиции классики, а с другой проводят мероприятия, посвященные актуальному искусству. В полном соответствии с заданным жанром "салона", мероприятия "Сцены 23" проходят в уютной атмосфере исторических особняков. В обширном репертуаре Салона всегда можно найти событие, которое захочется посетить, ведь, как гласит девиз "Сцены 23", – Все дороги ведут к искусству. Предпочтение здесь отдается живому общению, поэтому помимо организации и участия в крупных мероприятиях, арт-лекций, кинопоказов и спектаклей, Салон возрождает традиции встреч с самыми яркими людьми эпохи в своем проекте "Театральная гостиная". Фото: Вадим Гортинский. Вероника , здравствуйте! У Театрального салона "Сцена 23" несколько значимых партнёров. В коллаборации с Музеем русского импрессионизма состоялась презентация необычного аудиогида. Что это за проект? Мы поддерживаем проект Музея "Изображая воздух. Русский импрессионизм". В рамках нашего сотрудничества специально к выставке режиссером Денисом Азаровым и композитором Олегом Макаровым был создан акустический перформанс "Слушая импрессионизм". Денис и Олег поставили себе задачу достичь гармонии живописи и звука, добавить новых красок в палитру впечатлений посетителей. Театральный салон “Сцена 23” сейчас проводит серию уникальных экскурсий по выставке, которую ведут Денис и Олег. Радостно, что много желающих принять в ней участие. Для меня этот музейный проект очень важен. Я необычайно трепетно отношусь к живописи, это одно из самых любимых моих увлечений с детства. Понятно, что такая интересная коллаборация крайне меня воодушевляет. Выступив партнёрами Музея, создав акустический перформанс к выставке, Салон участвовал и в её открытии, где мы представили балетный спектакль для специальных гостей закрытого показа экспозиции. Поддержали так же и выпуск объемного и подробного каталога выставки. Ваше сотрудничество с Музеем не ограничилось только выставкой? Музею интересен формат синтеза разных видов искусства. Люди приходят сюда не только для того, чтобы увидеть прекрасные живописные полотна, но и чтобы узнать как можно больше о творчестве и художниках в самом широком смысле этого слова. У нас есть просветительское направление в работе Салона – проект "Театральная гостиная". Денис Азаров ведет эти встречи и приглашает на них интересных людей. Музей русского импрессионизма один из самых современных и известных музеев и, конечно, его прекрасный мультимедийный зал на 60 мест очень привлекателен для нас. Мы решили сменить локацию встреч нашей "Театральной гостиной" и предложили музею сотрудничество, в рамках котрого наш Театральный салон будет приглашать деятелей театра и других сфер искусства на площадку Музея. Нам важно и интересно расширять сферу вовлеченности и заинтересованности зрителей, дополнительно привлекать публику. Мы уже провели здесь встречу с артистом Театра Романа Виктюка Дмитрием Бозиным. Интерес был так велик, что зал не вместил всех желающих и пришлось подставлять стулья. И всё равно, осталось много тех, кто не попал на мероприятие, так что билеты лучше приобретать заранее. Людям нравится таким образом продлевать и развивать впечатления. Для зрителей и для нас это очень интересный опыт. Следующим гостем на музейной площадке "Театральной гостиной" будет человек, также способный немало воодушевить. Очень яркая, разносторонняя личность - солист группы "Мегаполис", музыкант, композитор, писатель, путешественник Олег Нестеров. Сейчас он записывает свой новый альбом и гости этой встречи первыми узнают новости об этой работе и творческих планах Олега. Палитра его деятельности изумляет. Конечно, музыка будет основной темой встречи с Олегом, но Нестеров серьезно сотрудничает с театрами и об этом тоже интересно поговорить. Денис Азаров и я крайне воодушевлёны и предвкушаем эту встречу. Вы знаете, для меня каждая такая встреча всегда личное открытие, расширение горизонтов. Это потрясающая возможность "подзарядиться", проникнуться мыслями, чувствами интересного творческого человека, личности. Немедленно появляется желание ходить на концерты, спектакли, выставки. Такие люди восхищают, наполняют, как маяки освещают пути нашей жизни. В этом и есть смысл этих встреч - давать новые ориентиры и дарить вдохновение. Сейчас в Театре на Таганке готовится премьера - спектакль "Пушкин. Всё". Вы также партнёрствуете. Что это за проект? Это совместный проект Театра на Таганке и "Сцены 23". Денис Азаров - режиссёр с очень интересным современным видением, с тонким чувством юмора. Эстетика его спектаклей меня завораживает. Это не только внешняя эффектность, выстроенность мизансцен, красота сценических линий, в спектаклях Дениса всегда присуствует многослойный внутренний мир. Его особый режиссерский дар – умение "зацепить" внимание зрителя, сделать так, что и после спекталя ты продолжаешь о нем думать и открывать новые смыслы. Вы не только сопродюсер спектакля "Пушкин. Всё", но и играете одну из ролей? Да, и репетирую с огромным удовольствием. Я недавно окончила курс актёрского мастерства под руководством Николая Лебедева в Центре Михаила Чехова. Быть внутри процесса не только радость, но и одна из основных задач в моей профессиональной деятельности. Развиваться, наполняться людьми, которые мне близки по духу, найти своего режиссёра, который тебя понимает и чувствует - это же очень важно. Мы с Денисом достаточно долго обсуждали какую тему взять для спектакля и выбрали Пушкина. Прошлый театральный сезон в Салоне начался с творческой встречи с актёром Александром Зарядиным, который сыграл роль Пушкина в сериале "Натали и Александр2. И на мой взгляд, Зарядин просто замечательный Пушкин! И в спектакле "Пушкин. Всё" Александр играет одну из ролей. На репетициях у меня все время такое чувство, что с нами, благодаря Зарядину, вторым планом незримо присутствует Александр Сергеевич. Как-будто пространство спектакля шутит с тобой. Кого вы играете в спектакле? Учительницу по имени Элеонора Илларионовна. Такое непростое имя-отчество Денис взял из своей реальной жизни. В школе он его никогда не мог выговорить нормально и теперь решил мне присвоить. Правда, сказал, что оно ему очень дорого. Фамилии учеников такие: Декабристов, Царёв, Болдин, ГончАрова, с ударением на второй слог. Всё с определённым посылом, конечно. "Сцена23" - это не только про театр. Ну конечно, мы не только про театр. И про кино, живопись, литературу, музыку. В наших проектах мы усиливаем впечатление от одного вида искусства другим. А особенности проекта "Театральная гостиная"? Во-первых, это всегда очень камерный формат. Зрители имеют возможность непосредственно познакомиться с героем встречи, узнать какие-то детали биографии, творчества, а после встречи можно задать вопросы, пообщаться лично, сфотографироваться. То есть, это очень близкий контакт с незаурядным человеком, который прошёл большой путь и ему точно есть, что сказать нашим зрителям. Денис Азаров интересно и легко ведёт беседы на наших встречах, всегда много юмора, различных историй. Сейчас очень много 3, 4, 5, 10D-технологий, но ничто не заменит человеческое общение. Энергетика человека при близком общении никогда не обманывает, мы узнаем что-то настоящее, неподдельное. С возрастом становишься избирательней в вопросах того, как и с кем проводить время, на что тратить свою энергию, силы. И хочется делиться с другими тем, что наполняет, обогащает тебя, хочется найти и объединить людей, которые разделяют твои ценности. Я уверена, что мы делаем серьезное дело! И потому, мы хотим расширяться, ищем возможности для того, чтобы как можно больше людей узнали о наших программах. Мы рады, что у нас есть возможность создавать проекты совместно с более известными площадками и предлагать достойный культурный и просветительский материал. Очень важно все время духовно и интеллектульно расти, важно работать над собой, тянуться к новым высотам, открывать для себя новые смыслы. Нужно, именно нужно, не упокаиваться, а, буквально, тянуть себя за уши из болота повседневной рутины. Иногда это сложно, но совершенно необходимо. Олег, здравствуйте ! 27 марта вы станете главным героем Театральной гостиной салона "Сцена 23". Вы солист группы "Мегаполис". Вы не только известный музыкант, но и поэт, продюсер, телеведущий, писатель. Театральная гостиная нацелена приглашать именно таких людей. Вам и целого мира мало? Во-первых, я не поэт. Да, я сочиняю тексты к своим песням, но то, что пишет Википедия - это неверно. Я, конечно же, никакой не поэт. Что касается всего остального, ну, в определенный жизненный этап я прирастал чем-то новым и от этого не отказывался. Абсолютно случайно начал преподавать и 20 лет преподавал в университетах и академиях. Также абсолютно случайно наткнулся на феномен не снятых советских фильмов и превратился в исследователя. И появился на свет мой проект "Из жизни планет". Мне пришла идея и я её тоже исследовал. Это исследование вышло в форме моего первого романа "Юбка", посвящённого Берлину конца 1930-х, и второго романа "Небесный Стокгольм". Это всё то, от чего я не стал отказываться. Мне было интересно, я пошёл по следу, сделал тот или иной проект, получил тот или иной опыт. Последний мой исследовательский проект - это "Три степени свободы: Музыка, кино и СССР", посвящённый феномену советской киномузыки. Это пожизненный проект, в его рамках вышли уже две истории, герои которых Альфред Шнитке и Олег Каравайчук. Собственно, наша киномузыка - феномен мировой, потому что нигде больше композиторы высшей академической лиги в кино не работают, у них это очень строго. У нас это было часто по причинам не очень весёлым - Шостакович, Прокофьев, Шнитке, Губайдуллина, Каретников, Вайнберг. Начиная с определённого возраста, я делаю только то, что могу сделать только я и никто больше. Не потому, что я такой выдающийся, а потому что никому в голову не взбредёт это всё делать. Зачем мне делать то, что может сделать кто-то ещё, лучше буду делать то, что кроме меня никто не сделает. В Википедии не написано, что Вы философ, но, кажется, многие рок-музыканты - мыслители, философы. Это так? Меня сложно причислить к рок-музыканту, хотя по формальным признакам, конечно, я играю на электрогитаре. Но всё-таки моя история и наша музыка однозначно не определяются, как рок-музыка. Это гораздо шире, хотя и включает элементы рока. Да, конечно, и формально, и неформально. При Вашей многогранности что Вас связывает с театром? У Вас был совместный проект с режиссёром Денисом Азаровым, куратором театрального направления салона "Сцена 23". Меня связал с театром как раз проект "Из жизни планет", когда занимался исследованием не снятых фильмов эпохи Оттепели. В какой-то момент понял, что помимо всего прочего, мне нужно сценическое воплощение, чтобы говорить об этом феномене, о художниках, о невоплощённых замыслах, об их жизни после смерти, говорить на темы свободы и несвободы, художника и власти - одной музыки будет мало. Так родилась идея музыкального спектакля "Из жизни планет", режиссёром которого как раз и выступил Денис Азаров. Он подхватил мою идею и поставил на сцене спектакль, чему я очень благодарен. Этот спектакль я играю уже десять лет, его сценическая жизнь становится всё более и более наполненной. Временной контекст всегда влияет на тональность спектакля, на его нерв, и прочее. Он из тех историй, что важны с точки зрения взаимоотношения родителей и детей. У меня был опыт спектакля-кабаре "Большая свобода". Я взял немецкую киномузыку конца 1930-х, начала 1940-х годов и перевёл эти песни на русский язык. Так возник кабаре-проект. Третьим театральным опытом стала постановка "Ноябрь" на сцене "Электротеатра". Спектакль поставил Борис Павлович, сценографом выступила Ксения Перетрухина. Как определяете свой музыкальный стиль? Определять к какому стилю мы относимся - это самое неблагодарное занятие. Каждый альбом у нас - это начало новой истории, как будто заново рождается что-то другое, но тем не менее, это всё равно мы. Можно сказать, что Вы всеядны? Я бы так не сказал. Мы же практикуем интуитивные погружения, когда садимся в кружок, играем, что в голову взбредёт. И это происходит с 1990-го года. Какую музыку мы заловим, каким будет проект, каким будет альбом она сама потом определяет на том или ином временном промежутке. Поэтому от нас ничего не зависит, кроме того, чтобы собраться всем вместе, сесть в кружок и положить пальцы на струны. Это некий поток сознания? Ну, конечно. Только это не поток сознания. Мы входим в поток - это и называется, собственно, интуитивная музыка, музыка потока. И есть определённые ощущение, когда ты в потоке или когда ты не в потоке. Когда ты играешь тыщекратно сыгранную музыку, состоящую из штампов и клише, какой бы она прекрасной ни была, тем не менее у тебя позиция - ноль. А позиция - один, когда нет неправильных нот, само всё играется, всё поётся, и ты с удивлением потом слушаешь в записи наигранное тобой и не понимаешь, как ты это сыграл. Но всё дело в том, что интуитивная музыка практически не имеет ничего общего с нашей человеческой природой. Потому что интуиция - это голос души. Входя в поток у нас в первую очередь работает не человеческий опыт, а духовный. И очень важно, конечно, учиться играть таким образом на концерте или переигрывать в студии то, что приходит в потоке. Собственно, наша музыка имеет подобную природу с 1991-го года. И традиционный вопрос для всех творческих людей - над чем Вы сейчас работаете? Впервые с 2010-го года - это будет просто альбом, потому что у нас были проекты: "Из жизни планет" и "Ноябрь", которые стали спектаклями. Также проект "Zerolines", посвящённый интуитивной музыке, такая аудиовизуальная инсталляция, которую мы играли в Московском планетарии. Сейчас это будет просто альбом с песнями и композициями. В нашу жизнь мы впустили эту музыку ещё весной 2021-ого года и с тех пор пытались с этой музыкой взаимодействовать, соответствовать ей. Из 59 фрагментов, которые мы выбрали после интуитивных сессий, в альбом в итоге вошло 12. В основном - это мои тексты, и в основном они пришли мне тоже в потоке. Частично я потом расшифровал какие-то фонемы, чтобы они обрели смысл. Есть одно стихотворение не моё - Сергея Шестакова. Альбом выходит 4-го апреля, появится на всех цифровых площадках. 17-го апреля мы сыграем большой концерт, посвящённый этой новой музыке в ДК "Кристалл". Это такое удивительное место в Москве, где паркет, послевоенная лепнина, хрустальная люстра, немного напоминающее мне Восточный Берлин, который я люблю и на подобных площадках я там когда-то выступал. Если последние 10 лет премьеры нашей музыки всегда проходили на театральных площадках, то сейчас это стоячий партер. Это принципиально. Потому что музыка попросила, чтобы было именно так. Музыка к нам пришла в потоке, и нам важно её очень точно впустить, очень точно взаимодействовать. Наша задача ее почувствовать и сделать всё предельно точно. На этот раз музыка говорит: "Слушать меня нужно стоя".