Мнение: Представлять российское образование в Таджикистане — большая ответственность

В этом учебном году до 117 человек вырастет число педагогов из России, преподающих в Таджикистане в рамках гуманитарного проекта «Российский учитель за рубежом. Как он работает, ведущему программы «Мир. Мнение Алексею Мельникову рассказала преподаватель, участник проекта «Российский учитель за рубежом Лилия Яруллина.

Откуда вы приехали в Таджикистан и что преподаете?

Я приехала из города Уфы, Республика Башкортостан. Преподаю в школе №20 города Душанбе. Это бывшая школа имени А.С. Пушкина — одна из древнейших школ города. Веду химию и биологию. Участвую в программе с 2019 года.

Как решили поучаствовать в программе?

Это судьбоносная для меня история. Будучи студенткой, я участвовала в альпинистских лагерях, ходила в турпоходы. Мои одногруппники уезжали в горы в Таджикистан. Я мечтала вырасти и тоже поехать туда. В 2017 году мой отец наткнутся в газете на статью, где рассказывали о программе «Российский учитель за рубежом. Так я и решила поехать. Мечты материальны.

Конкурс серьезный был?

Да. Было три собеседования с различными структурами. Мы сдавали знание предмета и демонстрировали личные достижения. У меня был небольшой опыт преподавания, но я имела значительные достижения — высокобалльные ученики, которые набрали 97 и 100 баллов по химии. Я думаю, это стало решающим. Отбор сложный, так как мы представляем российское образование на мировой арене. Это ответственно.

Условия работы вас устроили?

У нас есть соглашение между двумя государствами, где описываются условия труда, проживание, что предоставляет Россия, что предоставляет Таджикистан. Очень все серьезно. Если школу устраивает квалификация преподавателя, а педагога — бытовые условия, то подписывается соглашение и начинается работа.

Как прошла ваша адаптация в другой стране?

О таджикском гостеприимстве ходят легенды. Я на себе ощутила заботу. Все было мягко и гармонично. Таджикистан — это регион, в котором русский язык занимает второе место после государственного языка. Поэтому языкового барьера не было. Здесь я говорю с ребятами, родителями и коллегами на русском языке. Все это послужило комфортной адаптации.

Ученики не пробовали испытать на прочность нового педагога?

Изначально они присматривались и осторожничали. Дети — они везде дети. Мне очень приятно, что здесь они открытые к новым экспериментам и интенсивам. Но в силу менталитета немножко взрывные, эмоциональные. Их энергию важно направить в нужное русло. Мы сотрудничаем с представительством Россотрудничества в городе Душанбе, поэтому я часто вожу своих ребят на мероприятия и акции. Они с удовольствием ходят, получают новый опыт. Буквально вчера мы ездили на российскую военную базу в Музей боевой славы, в рамках исторического кружка. Очень много желающих поступить в российские вузы. Я также преподаю при Русском доме в Таджикистане, готовлю ребятишек поступать по квотной программе на бюджетные места в лучшие вузы Российской Федерации. Они с удовольствием этим пользуются и по прошествию 5-4 лет обучения возвращаются на свою родину, чтобы строить будущее здесь.

Ученики в Уфе от учеников в Душанбе отличаются?

Дети везде любознательные и целеустремленные. Самое главное — правильно их направить, замотивировать. Бывают ситуации, когда ребенок в силу своего возраста теряет понимание, что ему делать по жизни. Тут нужно правильно определить его цели.

Что вам в профессиональном смысле дает участие в проекте?

Прежде всего представление лучших российских практик за рубежом. У нас очень большое культурное и научное наследие. Мы здесь как проводники российской многонациональной культуры, прекрасного русского языка. Это, во-первых, большая ответственность. Во-вторых, чудесно знакомить людей со своей культурой, языком и видеть отклики в их глазах. Это попадает в самое сердце.

Вы первый педагог из России, который удостоен премии «ТОП-50 в Таджикистане. Она вручается за значительный вклад в развитие таджикского общества. Это признание ваших заслуг или аванс на будущее?

Для меня это было полной неожиданностью, поскольку премия предназначена только для граждан Таджикистана. Я работаю в стране пять лет и горжусь своими умными учениками. Когда обозначили, что я достойна этой премии, то я была растеряна и польщена одновременно. Это накладывает определенное обязательство, чтобы двигаться дальше. Планку ниже опускать уже нельзя.

Есть желание остаться еще в Таджикистане?

Есть желание работать и дальше в проекте. Как бы громко это ни звучало, но именно здесь я чувствую, что приношу пользу своему государству. В 2017 году я вообще не знала, что поеду в Таджикистан. Поэтому на дальний срок свою жизнь не загадываю. Но знаю точно, что хочу служить там, где могу принести пользу родине.

За время участия в проекте что вы считаете для себя главным достижением?

Я очень счастливый человек. У меня произошел личностный рост, я улучшила свои компетенции. Чувствую гордость за то, что могу представлять Родину на международной арене. Главное для меня — это то, что президенты наших стран признали эффективность проекта «Российский учитель за рубежом. Мне почетно, что я и мои коллеги с честью представляют возложенные нас задачи. Для меня это высшая оценка моего труда.

[]