Работы Союза художников России в Татарстане выставили на "золотых квадратных метрах"

Произведения объединили с номинантами на премию Урманче

Работы Союза художников России в Татарстане выставили на "золотых квадратных метрах"
© Реальное время

В Казани в галерее "Хазинэ" на первом этаже открылись сразу две выставки. Одна представляет произведения, выдвинутые на соискание премии Минкульта РТ имени Баки Урманче. В соседних залах — отчетная выставка Союза художников России в Татарстане. Несколько десятков работ уместились в небольшом пространстве, как и множество гостей. Новый глава Союза Рабис Саляхов пообещал, что итоги работы экспозиций обсудят в конце февраля, когда и будет вручена премия.

"Отчетные выставки необходимы"

Новый председатель Союза художников России в Татарстане Рабис Саляхов, сменивший на этом посту Анатолия Крылова в канун 2025 года, в "предвыборной речи" предлагал учредить итоговую выставку регионального творческого объединения с номинированием художников на премии и закупки.

Для того, чтобы попасть на выставку, нужно было пройти экспозицию работ Ивана Шишкина и оказаться в помещении, занятом художниками и их коллегами. Значительная часть работ — это пейзажи и портреты. Глаз, конечно, цепляется не за самое типичное.

К примеру, обращает на себя внимание скульптура Рустама Габбасова "В ногу" (он также выдвигался в председатели, но потом взял самоотвод). Ирина Антонова, которая призналась, что сейчас как будто больше снимает видео для социальных сетей Союза, нежели рисует, указала на картину "Нить времени" Елены Титовой.

— Она ее начала делать, потому что стало жалко бабушкин платок, он уже разрушался, — отметила Антонова. — А здесь она дала ему вторую жизнь.

Не удалось загрузить изображение

"Достаточно давно их не было"

Отчетная выставка стала первым проектом Саляхова на посту. Он указал, что такие мероприятия Союз проводит редко.

— Художники — немножко не от мира сего. Определенные вешки в пространстве, отчетные выставки, необходимы, — указал председатель, отметив, что выставка была подготовлена в цейтноте, в "золотых квадратных метрах".

Он предложил в следующем году ввести номинации: "Открытие года", "Картина года", сделав "отчетники" постоянными.

Не удалось загрузить изображение

— Открытие выставки — не самоцель, а цель — круглый стол, который пройдет примерно 23 февраля, с датой мы определимся. Хотелось, чтобы собрались, обсудили, какие у нас проблемы, куда мы идем? — сказал Саляхов. — Такого формата в последний раз не хватало. Когда обсуждение в последний раз было?

— Это первая отчетная выставка за много лет, — рассказала искусствовед Ольга Улемнова, после чего она, Саляхов и Ильнур Сиразиев попытались вспомнить, когда была последняя. — Достаточно давно их не было.

Вопрос о слиянии объединения с Союзом художников Республики Татарстан вновь поднимался и на конференции. На выставке прозвучала идея делать отчетники всех творческих союзов, включая "шиабиевский" Союз художников Татарстана. Одна из общих проблем — недостаток молодых авторов, указала Улемнова, подумав, что такие отчетники могли бы решить эту проблему.

Не удалось загрузить изображение

— У нас сейчас министерство культуры проводит закупки в музейный фонд. Хочется вернуться к практике предыдущих десятилетий, когда закупки проходили через выставки. Это был многоступенчатый отбор: сначала на выставку через худсовет, потом закупочные комиссии музея, потом Минкульт. И в результате в музеях — лучшие работы.

К слову, работы, уже купленные министерством, были и на выставке, к примеру, бюст археолога, историка Альфреда Халикова, выполненный Александром Дресвянниковым.

Не удалось загрузить изображение

Искусствоведы в почете

Работы, номинирующиеся на премию Урманче, размещены в отдельном зале. На рассмотрение конкурсной комиссии, которая заседала 22 января, было подано 48 заявок.

Больше всего — в номинации "Живопись" (20 авторов). В итоге на премию в 2025 году претендуют восемь живописцев. В их числе Анна Федорова, на выставке можно увидеть ее работу в смешанной технике "Сгущенка" с использованием советской газеты "Известия" (она есть и в других заявочных картинах). Или Анвар Сайфутдинов с характерными для него "фотографическими" портретами (автор представил 10 работ, созданных в 2022—2025 годах).

Ирик Мусин с картинами "Мелодия курая", "У могильного камня", "Вместе". Его супруга Светлана Мусина-Медвецкая, работающая в схожей манере (так что их живопись издалека и не отличишь) отправила на конкурс триптих "Родимый край — моя колыбель". Ринат Ханафеев также представил триптих "Погонщик белой вести", "Затмение", "Красный бык АллаБуга". Джумабек Базарбаев, за годы творчества сменивший немало городов, — холст "Кыл-кыякчы".

Не удалось загрузить изображение

Один из рекордсменов этого года — Михаил Кузнецов-Казанский. У него в списке 13 работ из серии "Кырлай". Последним в число номинантов по живописи вошел москвич Ильяс Айдаров с ностальгической серией видов "Казань. Воспоминания...".

В графике — три автора. Регина Маврина с масштабной работой на три листа "18 февраля", в которой используются техники линогравюры, трафаретной печати и коллажа. Роза Хузина с работами из серии "Каллиграммы" с применением идей каллиграфии. И Гульназ Исмагилова, с работами на тему сур из Корана и столпов ислама. Как сказала Исмагилова, она дала на конкурс пять работ, но удалось выставить в галерее всего две, из-за недостатка пространства. На открытие она пришла с маленькой дочерью.

Не удалось загрузить изображение

Декоративное искусство представлено большой коллекцией работ Хамита Латыпова (панно, блюда, объемные композиции — все резьба по дереву), а также коллекцией сценических костюмов из войлока "Сказки старой Казани" Ольги Смирновой (их использовали для одноименного спектакля творческой инклюзивной студии "Э-моция").

Представлены и работы двух ювелиров. Дуэт Райдо — у них и медальоны, и нагрудник-изю, и геральдическая брошь, и колье. Равкат Мухаметшин выставил различные работы с драгоценными камнями, вроде "Браслета из Джукетау".

Скульптурные работы показали четыре художника. Это "Похищение Европы" Дины Сергухиной, "Время" Дамира Закирова, "За клюквой" Натальи Мухиной и "Воин Казанского ханства" Тараса Стивкина.

Не удалось загрузить изображение

В "Теории и истории искусства, критика, искусствознание" — всего три заявки. Все попали в число конкурсантов.

"Становление искусства Татарской рукописной и печатной книги XVII—начала XX вв. Стилистика и символика" Фирдаус Вагаповой, "Татарская узорная кожа: ремесло, традиция, искусство", "Памятники исламской культуры в собрании Национального музея Республики Татарстан", "Татарское ювелирное искусство в собрании Национального музея Республики Татарстан. Обладательнице сего благополучие на все времена..." Лилии Саттаровой и "В поисках героя эпохи. О монументальной скульптуре Татарстана" Дины Хисамовой.

Отсюда можно сделать вывод, что художников в Татарстане много, а вот искусствоведов — не очень. Вручение премии, как пообещал Рабис Саляхов, совместят с упомянутым выше обсуждением отчетника. Сама выставка продлится до 28 февраля.

Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
Не удалось загрузить изображение
ахаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаровrealnoevremya.ru/Михаил Захаров

[]