На крючке: кого и как вербуют украинские спецслужбы
Пока российская армия борется с противником на реальном фронте, украинские спецслужбы активно «воюют» в виртуальном пространстве. В последнее время как из ведра посыпались сообщения о задержании россиян за сотрудничество с СБУ. Предателей ловят по всей стране, в том числе на территории Краснодарского края. По заданию украинской разведки и западных кураторов изменники родины занимаются поджогами объектов Минобороны, МВД, РЖД, передают данные о месторасположении стратегически важных объектов. В общем, одно преступление тяжелее другого. С чем же это связано и что можно поделать?
Тихая, но коварная работа
Возникает слишком много вопросов, почему вообще стала возможной столь активная диверсионно-террористическая деятельность на территории России. Казалось бы, склонить человека к столь тяжкому деянию – задача архисложная. Но большинство вербовщиков – тонкие психологи, обученные техникам и методикам воздействия на психику людей. Для них не существует «грязных» методов – сгодится все, что может способствовать их делу. Спектр воздействия чрезвычайно широк: от психологических манипуляций и пропаганды до прямых угроз и шантажа.
Потенциальную агентуру тщательно изучают, чтобы выявить слабые места. Вербовщик критически оценивает мышление, взгляды, достаток и окружение конкретного человека. Анализ личности позволяет достаточно точно определить: задания какой сложности можно поручить тому или иному агенту.
В современное время главным инструментом вербовки в террористские организации стали социальные сети и мессенджеры, основными потребителями контента которых является молодежь.
Для подростков и молодых людей свойственно вести свои страницы открыто, они чаще публикуют персональную информацию, демонстрируют те или иные свои взгляды, ярко реагируют на тот или иной политический или околополитический контент, при этом не всегда могут отличить фейковые новости от реальных.
Соцсети позволяют провокаторам свободно собирать интересующие их данные и еще на этапе планирования «вербовки» анализировать личные страницы потенциальных жертв, выбирая тех людей, которые демонстрируют активность, определенные политические, религиозные или иные взгляды, и в то же время не имеют четких личностных позиций.
Под прицелом СБУ
Можно четко выделить несколько групп риска, которые чаще являются объектами вербовки противника. Первая – это беженцы с Украины и/или россияне, имеющие родственников в этой стране.
Например, в 2022 году уроженец Мелитополя Егор Семенов стал гражданином России, а спустя несколько месяцев его завербовал сотрудник спецслужб Украины. Вскоре агенту поступил крупный заказ – организовать убийство выпускников Армавирского авиаучилища. За выполнение обещали 400 тыс. рублей.
А украинец Сергей Денисенко в октябре 2022 года вступил в организованную группу, которая поручила ему убийство бывшего командира подводной лодки «Краснодар» Станислава Ржицкого. Убрать его хотели из-за служебной деятельности. Денисенко подготовился к преступлению, изучив распорядок дня потерпевшего, получив оружие с глушителем и выбрав место и дату преступления. Утром 10 июля 2023 года он подкараулил Ржицкого в парке отдыха и культуры имени 30-летия Победы в Краснодаре, где тот занимался пробежками, и не менее восьми раз выстрелил в него. После этого он скрылся, а в дальнейшем уехал из города.
Это ни в коем случае не значит, что все беженцы должны автоматически оказываться под подозрением. В своей массе пророссийски настроенные граждане Незалежной как раз в РФ и перебрались, и эти люди нашей стране нужны. Вот только сколько среди них затесалось прямых агентов СБУ или ГУР, а сколько тайно сочувствующих киевскому режиму?
Что еще хуже, реально пророссийски настроенные люди могут легко стать объектами шантажа, если спецслужбы противника будут угрожать членам их семей, которые остались на подконтрольных им территориях Незалежной.
«Подработка через Интернет»
Вторая группа – это наши же с вами соотечественники, втянутые в совершение противоправной деятельности по корыстным или хулиганским мотивам. Начинать «подработку в Интернете» им предлагают с мелких пакостей, например, с поджога трансформаторов. На более серьезное «дело» вроде отправки взрывного устройства на дом придется пойти, когда уже «коготок увязнет».
Часто к этой категории относятся молодые люди, разделяющие идеи национализма и неонацизма, а также граждане, обладающие низкими моральными качествами. Потенциальные завербованные граждане ведут маргинальный образ жизни и готовы зарабатывать любыми способами, не задумываясь о последствиях.
Так, в конце 2023 года краснодарский краевой суд признал виновным в госизмене жителя Ростовской области. Молодой человек наладил сотрудничество с военнослужащим ВСУ, собирал и направлял ему данные об аэродроме, а также дислокации на нем военной техники.
Дети и старики
Третья группа – юные граждане или лица преклонного возраста. С учетом интересов подростков легко войти к ним в доверие и воспользоваться гибкостью психики. Сегодня для этого даже не нужно лично встречаться, как в классических фильмах про шпионов, достаточно создать телеграм-канал с привлекательным для юнцов контентом.
Они легки на подъем, внушаемы, зачастую финансово зависимы от родителей или иных лиц, что порождает интерес к дополнительным источникам доходов. В силу свойственной этому возрасту самоуверенности они чаще склонны считать, что могут не попасться правоохранительным органам и уйти от ответственности.
Стоит вспомнить последний нашумевший случай. В минувшие выходные 19-летний житель Динского района устроил серию поджогов в центре Краснодара. Со слов юноши, в мессенджере ему написал незнакомец под ником «Карцов» и предложил устроить теракт за 35 тысяч рублей. Отказаться он, якобы, не смог, поскольку хакеры взломали его соцсети и шантажировали разослать порочащие его данные всем знакомым.
Следом украинские кураторы проконсультировали, как изготовить зажигательную смесь и сообщили, какие заведения следует поджечь. Вечером 25 января молодой человек бросил рюкзаки с коктейлями Молотова в рестораны МясоLove, «Гусь» и «Бумбараш». Сотрудники последнего смогли поймать и скрутить поджигателя.
Помимо молодежи, в фокусе интересов вербовщиков находятся и люди преклонного возраста. Эта категория населения, по словам психолога Ольги Киктенко, легче поддается внушению и управлению, чем люди средних лет, в виду нарастающих с возрастом когнитивных дефектов, таких как снижение внимания, памяти, аналитических и прочих способностей. Также пожилые люди зачастую более доверчивы, нежели люди среднего возраста, более эмоциональны и менее осведомлены о различных уловках злоумышленников.
К примеру, на прошлой неделе не успел скрыться по железнодорожным путям пилот гражданской авиации. По версии правоохранителей, он финансировал ВСУ через интернет-сервис обмена электронных денег и криптовалют.
Наконец, последняя группа риска – это носители идей религиозного экстремизма как из числа приезжих-мигрантов, так и коренных жителей Российской Федерации. Как это порой бывает, можно вспомнить по терактам в ТРЦ «Крокус Сити Холл» и в Дагестане. Кто предупрежден, тот вооружен.
Легкая цель
Кстати, предложения о «работе» могут поступать и по телефону. По сообщениям правоохранительных органов, когда по стране пронеслась волна поджогов на объектах инфраструктуры, диверсантов нанимали посредством звонков из «колл-центров». В распоряжении украинских спецслужб имеются те же базы данных, что и у финансовых мошенников.
Схема простая – если человек соглашается на сотрудничество, его данные передают куратору, который дает четкие инструкции. Не редки случаи, когда потенциальному агенту предлагают самостоятельно выбрать цель. При этом ставится задача – собрать информацию или нанести вред тому или иному объекту. Оплата обговаривается в зависимости от степени сложности выполненного задания и якобы производится только после подтверждения в виде фото или видеосъемки.
Стоит отметить, что чаще всего людей убеждают в том, что совершенная ими диверсия останется безнаказанной. Мол, серьезные сроки за выполнение заданий не грозят, а сумму штрафа компенсирует куратор. Надо отдавать себе отчет, что ни о каких штрафах и речи быть не может.
Что грозит на самом деле
Деятельность диверсантов и других пособников и сторонников украинских и западных спецслужб квалифицируется как тяжкие и особо тяжкие преступления, за совершение которых грозит солидный срок, вплоть до пожизненного лишения свободы.
Так, экс-сотрудника минприроды Кубани приговорили к 12 годам колонии. Судили его за шпионаж на иностранную разведку: он собирал и передавал сведения СБУ.
Как помешать вовлечению
Главное правило и защита от подобных манипуляций в интернете — перепроверка достоверности любой получаемой информации. Например, можно поискать информацию о телеграм-канале, в который вас пригласили вступить, отзывы людей о нем или мероприятиях, которые могут там описываться.
Для защиты личных данных от киберпреступников и вражеских спецслужб тоже есть определённые правила. Прежде всего, необходимо всегда контролировать всю информацию, которую публикуете в сети. Абсолютно все, что однажды было оцифровано — фотография, сообщение и т.д. — даже после удаления продолжает «жить» в виртуальном пространстве.