Печать во времени. Зачем идти в ставропольский музей региональной журналистики

Научно-образовательный центр «Музей региональной журналистики» в Ставрополе — уникальное место, где собраны артефакты, посвященные журналистике Северного Кавказа разных периодов. Среди экспонатов — выпуски газет, редкие рукописи, личные вещи журналистов, чернильницы, печатные машинки и техника для работы с кинопленкой. Об экспонатах рассказала создатель и руководитель музея, профессор кафедры журналистики департамента медиакоммуникаций высшей школы креативных индустрий СКФУ Ольга Лепилкина.

Печать во времени. Зачем идти в ставропольский музей региональной журналистики
© «Это Кавказ»

Родоначальница кавказской прессы

В музее представлены копии первых выпусков «Ставропольских губернских ведомостей». Издание начало выходить 13 января 1850 года.

— Эта газета стала первой не только на Ставрополье, но и на всем Северном Кавказе, — рассказывает Ольга Лепилкина. — Издание состояло из двух частей. В официальной публиковались распоряжения и указы, а в неофициальной — исторические, географические, этнографические тексты, материалы о сельском хозяйстве, происшествиях, торговле и ценах.

Рядом в витрине хранится номер первой в регионе частной газеты «Северный Кавказ». Ее создание инициировал кавказовед Григорий Прозрителев, а редактором-издателем стал Дмитрий Евсеев, которого современники называли «пионером провинциальной печати на Ставрополье». Газета затрагивала широкий круг тем: от социальной критики и сатиры до выборов и коррупции.

Именно «Северный Кавказ» впервые широко представил поэзию основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова. Его перу принадлежат также очерки, передовые и полемические статьи.

«Адская бомба» сатиры

Одним из ценных экспонатов в музее называют экземпляр копии первой сатирической газеты региона «Адская бомба». Такие издания, по словам профессора СКФУ, возникли в провинциях повсеместно после выхода в 1905 году Манифеста о свободе слова, но ставропольское заметно выделялось среди них.

— В Ставрополе в то время было общество талантливых художников, которые создавали оригинальные карикатуры в этом журнале. Когда я писала докторскую, то изучала много сатирических изданий в России. И на мой взгляд, журнал «Адская бомба» своими качественными текстами и иллюстрациями соответствовал столичному уровню.

Курортные знакомства

«Листок для посетителей Кавказских Минеральных Вод», вышедший 18 мая 1863 года в Пятигорске, был первым курортным изданием в России. Газета публиковала самую разноплановую информацию.

— Историки очень любят наши газеты того времени. Они наполнены новостной информацией, рекламной, познавательной. Одним словом, это — настоящий черновик истории нашего региона, — добавляет профессор СКФУ.

Газета была и своеобразным помощником в курортных знакомствах. В «Листке» публиковались списки приезжающих и лечащихся на Водах. На старинных страницах можно увидеть также рекламу минеральных вод и врачебных услуг, объявления о танцевальных вечерах, балах и «других удовольствиях».

Инициативная молодежка

Одним из ярких представителей советской эпохи считается краевая молодежная газета «Молодой ленинец», выходившая с 1934 года вначале в Пятигорске, затем в Ставрополе (тогда назывался Ворошиловск). Издание было инициатором соревнований нефтяников Грозного, рыбаков Каспия, виноградарей Кизляра, хлеборобов и животноводов Ставрополья. На страницах «Ленинца» писали о молодых бригадирах, буденновских конниках, учебе сельской молодежи, ее культуре и быте.

Сотрудники редакции выезжали в удаленные районы и выпускали там небольшие местные газеты. Лучшие материалы печатались в краевом издании. Другой фишкой газеты в довоенное время были целевые развороты, где сравнивалась дореволюционная и советская жизнь. В пользу последней, конечно. В 50−80-е годы XX века «Молодой ленинец» широко и разнопланово освещал включенность молодежи в жизнь страны и края, вел рубрики «Дом кино», «Клуб любознательных», «Киоск книжных новинок», «Клуб любителей фантастики», публиковал тексты песен и ноты к ним и т. д.

Старшие братья по перу служили примером для краевой детской газеты «Сталинские ребята». Она выходила с 1934 года до начала Великой Отечественной войны.

Победный номер

Среди экспонатов советского периода — личные документы, фотографии и работы фронтовых журналистов, а также «Ставропольская правда» от 9 мая 1945 года. На обложке с радостной новостью о победе опубликован портрет Сталина.

— В военный период газеты края сократились. «Ставропольская правда» могла выходить лишь на двух полосах. Пресса поднимала боевой дух, печатала сводки «От Советского информбюро», нормативные документы, писала о работе тыла для армии, публиковала письма на фронт и с фронта, — рассказывает Ольга Лепилкина.

Журналистское оборудование

В музее можно увидеть старинную чернильницу журналиста начала XX века, печатную машинку 1930-х годов и тяжелый диктофон с микрофоном, который растягивается на три метра.

Среди уникальных экспонатов — действующий аппарат для монтажа кинопленки, подаренный телевизионщиками. Когда его увидела посетившая музей актриса Наталья Бондарчук, она поделилась воспоминаниями, как ее снимали на такую камеру.

Символы эпохи перемен

— В период «перестройки» в регионе возникли деловые, рекламные, газеты социальных групп, досуга и другие издания, не имевшие аналогов в провинциальной периодике советского периода, — рассказывает профессор.

Одним из символов 90-х стало первое на Северном Кавказе научно-культурологическое издание «45-я параллель». Выпуск этого ежемесячника, который Лепилкина сравнивает со знаменитым тогда в России «Собеседником», в музее можно даже полистать.

«45-я параллель» публиковала эксклюзивные интервью с известными писателями, артистами, художниками. Среди них были беседы с Борисом Ельциным, Александром Солженицыным, Михаилом Жванецким и с другими. Журнал выделялся и и оформлением — в нем впервые в регионе использовали четырехцветную печать.

В той же витрине можно увидеть номер первого краевого детского журнала постсоветского периода «Вовочка», который выпускал Геннадий Хазанов, и первую городскую общественно-политическую газета «Вечерний Ставрополь».

Фотография рискованной встречи

Тут же хранится фото, которое, по словам Ольги Лепилкиной, любят зарубежные гости. Это снимок 1993 года журналистов редакции «Ставропольская правда» вместе с Михаилом Горбачевым.

— Во время этой встречи, наш земляк, Михаил Горбачев уже был отставным президентом СССР. В этот день он приезжал в Ставрополь по личным делам, и ему предоставили в «Ставрополке» площадку для общения с прессой", — объясняет Ольга Лепилкина.

Встречу организовала главред «Ставропольской правды» Марина Корнеева. Она единственный в советское время на Ставрополье редактор газеты-женщина.

— В 1993-м году редакцию посетил Михаил Горбачев, хотел встретиться с журналистами, — вспоминает Марина Корнеева. — Он на тот момент был для местной власти нежелательная персона: а что скажет на это Ельцин? И что делать? Обратилась за советом к главе краевой администрации Евгению Кузнецову, он говорит: решай сама. Ну мы и приняли Горбачева. Наверное, по-своему жалко стало проигравшего.

Научно-образовательный центр «Музей региональной журналистики» находится в здании СКФУ по адресу: Ставрополь, ул. Пушкина, 1. Вход бесплатный.