Что изменится для некоммерческих организаций в 2025 году

Светлана Петрова - Юрист, эксперт по регистрации и ликвидации юридических лиц. До недавнего времени законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций (НКО), оставляло пространство для разночтений и неопределенностей. Недостаток информации и четких регламентов создавал сложности как для самих организаций, так и для контролирующих государственных органов. Законотворец последние годы тщательно исправляет эту ситуацию, вносит изменения не только в законодательные акты, направленные на упрощение процедур регистрации, отчетности и контроля за деятельностью НКО, но и вовремя информирует всех причастных к некоммерческому сектору. Наталья Селиверстова / РИА Новости Разберем, какие изменения ждут некоммерческие формы организаций в следующем году, и остановимся на положениях, которые уже действуют с текущего 2024 года. Новые требования к отчетности: переход на электронные формы С 1 января 2025 года для всех некоммерческих организаций начнет действовать новая электронная форма отчетности. Направить отчетность теперь можно через портал Министерства юстиции. Таким образом, станет невозможным подать отчетность на бумажном носителе. Пока документы можно предоставить в Министерство юстиции Почтой России. Для работы на портале Министерства юстиции необходима подтвержденная учетная запись организации на «Госуслугах», которая привязывается к учетной записи руководителя организации, и электронная цифровая подпись на саму организацию. Если организация из-за технических моментов не может предоставить отчетность в электронном виде, например нет оборудования для работы в личном кабинете на портале Министерства юстиции, то руководитель вправе обратиться в уполномоченный орган, все условия ему будут предоставлены. Портал пока работает в тестовом режиме. Сроки для предоставления отчетности в Министерство юстиции не изменились, некоммерческие организации обязаны до 15 апреля 2025 года предоставить отчеты за 2024 год. Если отчет не предоставлен или предоставлен не в срок, организации будет вынесено предупреждение. Если непредставление отчетности носит систематический характер, Министерство юстиции вправе исключить некоммерческую организацию из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). К слову, если некоммерческая организация не предоставляет налоговую отчетность в течении двух лет, Министерство юстиции также вправе исключить некоммерческую организацию из ЕГРЮЛ. До исключения организации Министерство юстиции направляет предупреждение на адрес, указанный в ЕГРЮЛ, письмом на бумажном носителе для уведомления организации и для устранения замечаний, чтобы исключить вероятность ликвидации некоммерческой организации. Обязательное размещение устава на портале Министерства юстиции К новым правилам с 1 января 2025 года относится и размещение устава некоммерческой организации на портале Министерства юстиции согласно четвертому абзацу пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Размещать уставы обяжут все некоммерческие организации. В течение 30 календарных дней разместить уставы должны некоммерческие организации, которые только зарегистрированы или внесли изменения в устав, речь идет об организациях, зарегистрированных после 1 января 2025 года. Организации, зарегистрированные до 1 января 2025 года, должны разместить устав на портале Министерства юстиции в срок до 1 апреля 2025 года. Уставы размещать следует в формате pdf на портале Министерства юстиции через учетную запись «Госуслуг». Нормы, действующие с 2024 года, касаются наличия печати некоммерческой организации и процедуры смены состава учредителей юридических лиц. Освобождение от обязательного использования печати Некоммерческая организация теперь вправе не иметь печать для ведения деятельности. Решение о неиспользовании печати принимается при создании организации или при внесении изменений. Если организация решила не применять в работе печать, информации о печати не должно быть в уставе юридического лица, и наоборот, если применяет — информацию о печати указываем в уставе. Процедуры смены состава учредителей Весомым и необходимым изменением для некоммерческих организаций стала норма о возможности смены состава учредителей в автономной некоммерческой организации, фонде и членов в некоммерческой корпорации. Этот пункт постоянно вызывает массу вопросов: как менять, кому и когда подавать документы? Прежде чем готовить документы для внесения изменений в состав учредителей, проверьте, содержатся ли данные об учредителе в ЕГРЮЛ. Если данные в ЕГРЮЛ содержатся, применяется п. 3 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», то есть заявление о выходе из состава учредителей удостоверяется от имени выходящего учредителя и предоставляется на регистрацию в регистрирующий орган. Если в ЕГРЮЛ данные об учредителе отсутствуют, тогда действуйте согласно уставу организации. Процесс выхода учредителей из состава учреждения, религиозной организации законом не предусмотрен, вывести учредителя из состава можно только в судебном порядке по заявлению заинтересованного лица. Судебная практика неоднозначная, но решения в практике есть, Министерство юстиции регистрирует такие выходы. Исключение учредителей в особых случаях Законодательство также предусматривает процедуры для исключения учредителей, признанных недееспособными, безвестно отсутствующими, умершими или ликвидированными. В таких случаях выход учредителя из состава возможен только в судебном порядке по заявлению заинтересованного лица. Хотя судебная практика пока неоднозначна, Министерство юстиции регистрирует такие выходы, что способствует формализации процесса и предотвращению злоупотреблений. Для автономных некоммерческих организаций и фондов предусмотрен порядок исключения учредителя по решению высшего органа управления. Для этого достаточно решения высшего органа управления и заявления о выходе, удостоверенного подписью руководителя. Эти документы подаются в территориальный орган Министерства юстиции, и только при наличии сведений об учредителе в ЕГРЮЛ вносится запись об исключении. В настоящее время регистрирующий налоговый орган начал рассылку писем некоммерческим организациям по факту приведения в соответствие сведений об учредителях юридических лиц, содержащихся в ЕГРЮЛ. 2025 год для некоммерческих организаций станет точкой отсчета для приведения документов и информации указанных юридических лиц в систематический порядок. С 1 января предпринимателей обяжут размещать уставы некоммерческих организаций на портале Министерства юстиции, и в течении года государственная регистрация изменения состава учредителей неизбежно приведет к порядку в ЕГРЮЛ. Рекомендации для некоммерческих организаций Проверьте устав и убедитесь, что он соответствует новым требованиям относительно наличия или отсутствия печати. Проведите анализ состава учредителей, проверьте актуальность сведений учредителей в ЕГРЮЛ и подготовьте необходимые документы для возможных изменений. Подготовьтесь к работе с порталом Министерства юстиции: зарегистрируйтесь в личном кабинете, изготовьте электронную цифровую подпись на организацию, подтвердите учетную запись на портале госуслуг. Только после тщательной подготовки обращайтесь на портал Министерства юстиции для размещения устава организации и сдачи отчетности. Рассмотрите возможность консультации с юристом для спокойствия и уверенности в соответствии всех процедур новым нормативам и избежания возможных правовых сложностей.

Что изменится для некоммерческих организаций в 2025 году
© Инвест-Форсайт