Возрождение театра в Мариуполе начиналось с пяти актеров. В 2025 году их уже 30
В Мариуполе мне неоднократно приходилось слышать, что сердцем города является театр. Наверное, так и есть. Мариупольский русский драматический театр, расположенный в центре города, действительно, был его сердцем и в прямом, и в переносном смысле.
Помню свой первый визит в этот театр, когда шли ожесточенные бои за город. На соседних улицах свистели и рвались мины, то тут то там вспыхивали перестрелки, деревья в сквере были обожжены и обломаны, а по открытой площади, усеянной осколками и обломками, можно было передвигаться только пригнувшись и бегом. И обязательно в каске и бронежилете.
Когда я забежал в почерневшее от дыма и посеченное осколками здание театра, меня поразил вид обгоревших колонн и лестниц. Коллега-журналист рассказал, что видел труп, но в куче пепла, который маскирует лучше любого камуфляжа, сложно было что-то разглядеть. За черным закопченным фойе таилась пустота. Практически вся центральная часть театра провалилась. Сцена, рампа и зрительный зал превратились в бесформенные завалы под открытым небом.
Таких театров видеть мне не доводилось. И надеюсь, больше не увижу. Тогда среди разрухи и пепелища чудилось, что театр закончился и сердце города остановилось. Но оказалось - нет, лишь замерло на время. А потом забилось снова. Все быстрее, сильнее вместе с восстанавливаемым городом. И вот сейчас, в наступившем 2025 году у Мариупольского театра большие планы. К концу года планируется завершить строительство нового здания театра на месте старого и разрушенного.
- Ввод в эксплуатацию намечен на конец 2025-го года. Но театр - это не только стены и крыша, нужно еще установить необходимое оборудование, свет, звук, и на все это потребуется некоторое время, - говорит генеральный директор театра Игорь Солонин. - Очень хотелось бы к открытию театра на новой сцене поставить новый спектакль, такой, чтобы все ахнули. Над этим еще нужно подумать и поработать.
Долгое время разрушенный театр прятался за баннерами с изображением писателей-классиков: слишком больно было смотреть мариупольцам на полуразрушенный остов, даже когда здание начали восстанавливать. А уж как горько было актерам и режиссерам, оставшимся без родной сцены, можно только догадываться.
- Когда стало известно, что случилось с театром, первая мысль была: где же мы будем работать? Знаете, это было так странно. Кругом идут бои, гибнут люди, а думается не о том, как выжить, а о том, где работать, - вспоминает главный режиссер театра Сергей Мусиенко. - А теперь не нужно спешить. Пусть все сделают качественно, мы подождем.
Сейчас баннеры сняли. И это хороший признак. Работает кран. Звуки стройки - словно гулкое биение перезапущенного заново сердца. "Скоро, скоро, уже скоро" - словно витает над площадью. Смотрит на город фасад, опутанный пока лесами. Четко прорисовываются контуры здания - обновленного Мариупольского русского драматического театра. Даже при украинской власти, когда русским официально театр назвать никак было нельзя, и сам театр, и зрители по-своему боролись за его "русскость".
- Ощущалось сильное давление со стороны властей, - рассказывает Сергей Мусиенко. - Немногие актеры владели украинской речью, а от нас требовали, чтобы спектакли ставились на мове. В результате со сцены на самом деле звучал исковерканный украинский язык. Но для чиновников главное было, чтобы спектакль вышел на украинском, а качество их мало интересовало. Однако Мариуполь - русскоязычный город и зритель выбирал спектакли на русском. Бывало, мариупольцы подходили перед премьерой и спрашивали, на каком языке будет спектакль. Когда слышали, что на украинском, говорили: "Извините, придем смотреть, когда будет на русском". Помню, я как юбиляр добился разрешения поставить спектакль на русском языке. Говорю начальству, отыграю пару раз, и сниму. Но не снял. И ко мне после этого было соответствующее отношение.
После городских боев, труппе пришлось скитаться, репетировать и давать представления в ужасных условиях. Но несмотря ни на что, мариупольское сердце-театр билось все увереннее.
- Первые полгода мы работали практически с машины. Доходило до курьезов, порой там, где была хоть какая-то слабенькая связь, приходилось подкидывали телефоны, чтобы отправить сообщение. А зарплаты привозили в мешках, потому что в городе не то что не работали банки, не было даже света, - говорит Игорь Солонин. - Но меня поражал блеск в глазах людей, которых удалось собрать в 2022 году. Никто даже мысли не допускал, что театр может уйти в забвение. И в таких условиях мы смогли поставить спектакли "Золотой цыпленок" и чеховский "Водевиль". С этими постановками мы объездили 26 городов и везде нас встречали овациями.
- В Мариуполе осталось всего пять актеров, - вспоминает Сергей Мусиенко. - И нужно было показать, что театр жив, а значит, и город тоже. Мы репетировали в здании, где текла крыша и не было окон. Люди шли на спектакли пешком. А мы играли для них бесплатно. С декорациями и костюмами нам помогали российские театры. Например, один театр передал только свадебных костюмов штук 15. У нас в труппе тогда не было столько девушек.
Сейчас, когда сердце-театр бьется уже в полную силу, ситуация изменилась. Пока строится новое здание, мариупольский драмтеатр принимает зрителей в филармонии. Здесь все честь по чести: табличка с полным названием "Мариупольский республиканский академический ордена "Знак почета" русский драматический театр". Над табличкой - российский флаг. Кассы, афиши. На сцене идет последний прогон. В гримерке готовятся к выходу актрисы. Подготовка, кстати, может занимать не один час.
Мое внимание привлекают парики. Оказывается - реквизит к знаковому спектаклю "Ревизор". В 1887 году, когда в Мариуполе только появилось здание театра, то самое, которое было разрушено во время боевых действий, театральный сезон открывался именно "Ревизором" Гоголя. Был аншлаг. Обновленный "Ревизор" появился к Новому 2025 году при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и независимого профсоюза актеров театра и кино. И снова - аншлаг. До сих пор иногда приходится ставить в зале дополнительные ряды стульев.
- Мы не хотели окунаться в глубокий драматизм. Все-таки мариупольцы и так сильно настрадались и многое пережили. Хотелось легкости и в то же время сарказма и правдоподобности. Мы даже изменили финал: Городничий оказывается со своими деньгами на каком-то острове, где прекрасно себя чувствует. Так ведь нередко бывает у чиновников, - рассказывает Сергей Мусиенко, поставивший нового мариупольского "Ревизора".
На Новый год театр успешно представил детский спектакль "Царевна-лягушка". Он настолько понравился мариупольцам, что по их просьбе пришлось проводить дополнительные показы. Такое впечатление, что театр-сердце после возрождения бьется с удвоенной энергией, порождая аншлаг за аншлагом. А впереди зрителя ожидают новые премьеры.
- В планах у нас постановка "Есенина" - спектакля о жизни поэта. При поддержке Театра Наций и благотворительного фонда Евгения Миронова "Театральная инициатива" будем ставить "Аленький Цветочек". Параллельно начинаем подготовку к празднованию 80-летия Победы. Сейчас ищем пьесу, которая подошла бы под наших актеров. Также планируем подготовить водевиль эпохи Екатерины Второй. Надеемся получить грантовую поддержку, ведь для такого спектакля нужны роскошные платья и костюмы. Мы сознательно откажемся от весенних гастролей, оставим только осенние. Иначе труппе сложно будет работать. На открытие сезона в сентябре тоже попытаемся выиграть грант и поставить спектакль "А зори здесь тихие". И на октябрь-ноябрь ищем подходящие пьесы. А конец года закроем детской сказкой для нашего маленького зрителя. На 2025 год уже подали заявки на фестиваль Чехова и фестиваль малых городов. Надеемся, осенью отправиться на большие гастроли. Заявили спектакль "Бедность - не порок" Островского и сказку. Скорее всего, это будет "Аленький цветочек".
- А кадров на все хватает? Если у вас было пять актеров, то сейчас…
- Уже 30. И продолжаем набор. Приглашаем, устраиваем просмотры. В прошлом году ездили на выпуск колледжа искусств в Симферополь. Двое молодых актеров оттуда теперь у нас. Еще парень приехал из Донецка. И кстати, все трое уже сыграли в "Ревизоре". Это ведь в основном мужская постановка. А скоро ждем большое пополнение. Мы заключили контракты на обучение с 16 ребятами из ДНР. Они обучаются в РГИСИ - 12 актеров и четыре режиссера.
Я в очередной раз убеждаюсь, что сердце-театр пережило кризис и теперь работает как надо. И все в новом году здесь будет хорошо. Покидая театр с непростой судьбой, прошу главного режиссера и актеров выступить с новогодними пожеланиями. После того, что перенес город, театр и его труппа, неудивительно, что каждый пожелал читателям "Российской газеты" мира.