Судьба сельсоветов решится в 2025 году
После утвержденных в 2020 году в ходе общероссийского голосования поправок в Конституцию, согласно которым местное самоуправление вошло в единую систему публичной власти в РФ, встал вопрос и о повышении его эффективности. В 2021 году в Госдуму был внесен проект закона об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти. Документ в том числе вводит одноуровневую систему организации самоуправления на местах и усиливает ответственность глав муниципальных образований. Во втором чтении документ депутаты должны были рассмотреть в декабре, но в последний момент в Госдуме решили не торопиться.
Проект закона будет доработан ко второму чтению в 2025 году, сообщил «Парламентской газете» соавтор инициативы, председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. При этом депутаты от Татарстана предлагают учесть право регионов на выбор — переходить на одноуровневую систему МСУ или остаться на двухуровневой, если она себя хорошо зарекомендовала. По мнению председателя Комитета Госдумы по контролю Олега Морозова, без этой поправки у законопроекта нет перспективы.
Местная власть: история вопроса
Вопросам местного самоуправления в Конституции посвящена отдельная 8-я глава, согласно которой МСУ наряду с органами государственной власти входит в единую систему публичной власти в РФ, они «осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».
Полномочия органов МСУ, в свою очередь, прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон предусматривает 4 основных вида муниципальных образований: два вида муниципальных образований предусматривают двухуровневую структуру местного самоуправления, другие два — одноуровневую.
Двухуровневая структура подразумевает наличие городских и сельских поселений в составе муниципального района (или внутри городских районов в составе городского округа). Городские и сельские поселения (а в городских округах — внутригородские районы) имеют собственного главу, администрацию, представительный орган — сельсовет или горсовет — и отдельный бюджет.
При одноуровневой структуре все населенные пункты, входящие в состав городского или муниципального округа, не имеют бюджетов и органов местной власти. Вопросами местного самоуправления занимаются органы муниципального (городского) округа.
Эффективности ради
Проект закона об общих принципах организации местного самоуправления, разработанный в развитие положений Конституции о единой системе публичной власти, в первом чтении был принят в январе 2022 года. Документ в том числе предполагает внедрение одноуровневой системы МСУ, является финалом большой работы, «которая совместно с Государственной Думой проводилась после конституционной реформы», пояснил «Парламентской газете» соавтор проекта, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
Согласно законопроекту, предусматриваются три вида муниципальных образований: городские округа, муниципальные округа, внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) городов федерального значения. Предлагается более четко и последовательно изложить критерии формирования такого вида муниципального образования, как муниципальный округ. Кроме того, законопроектом вводятся особенности формирования местного самоуправления на отдельных территориях.
Переход на одноуровневую систему МСУ с городскими и муниципальными округами упраздняет городские и сельские поселения.
Особая позиция регионов
Ранее председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству Андрей Шевченко на заседании Совета по местному самоуправлению при палате регионов 19 ноября отмечал, что одноуровневая система МСУ уже прижилась в 20 регионах «и еще 26 субъектов планируют перейти на эту систему в ближайшее время». Вместе с тем есть субъекты, которые не считают целесообразным отказываться от действующей в регионах двухуровневой системы МСУ, которая доказала свою эффективность.
Поэтому на декабрьском заседании Совета Думы было решено перенести рассмотрение законопроекта на 2025 год. Об этом журналистам 11 декабря сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Законопроект, отметил он, требует дополнительного изучения и проработки с учетом поступивших замечаний и предложений.
Поясняя решение, первый зампредседателя думского Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов отметил, что депутаты от Татарстана внесли несколько поправок, связанных с законопроектом. В том числе парламентарии предлагают оставить регионам право выбора. «Кто хочет перейти на одноуровневую систему, пожалуйста, переходите. Но не надо всех автоматически заставлять переходить. Потому что в том же Татарстане уже действует отлаженная система работы поселений. У нас большие поселения, села. И поселенческий депутатский корпус хорошо помогает руководителю поселения решать многие вопросы», — заметил депутат.
«Поэтому с нашей стороны было сформулировано предложение в письменном виде в адрес Вячеслава Викторовича Володина и в адрес других органов, чтобы все-таки сохранить возможность тем, кто уже работает на двухуровневой системе, начиная с поселения, остаться на ней», — добавил Гильмутдинов.
Позицию Казани в очередной раз подтвердил на пресс-конферении в декабре спикер Госсовета республики Фарид Мухаметшин. «Одна треть населения республики живет в сельской местности, а там другой власти нет. Чтобы решить проблемы, местным жителям придется ехать в райцентр. Кроме того, сельсовет — это наша опора. Там много депутатов — участников СВО. Думаю, мы сделали большой шаг, когда выступили против того, чтобы сельсоветы упразднять», — подчеркнул глава парламента.
По мнению Олега Морозова, позиция депутатов от Татарстана должна быть ко второму чтению учтена.
«Уверен, что без этой поправки у законопроекта нет перспективы. Сегодня это стало очевидным. Это позиция многих, если не большинства регионов. И это справедливо по сути. Россия большая. Модель местного самоуправления должна соответствовать специфике региона и его управленческим традициям. Не надо ломать то, что эффективно работает. А там, где хотят ввести одноуровневую систему, там такую возможность надо, безусловно, дать», — подчеркнул Морозов.
Изучат и доработают
В беседе с нашим изданием Павел Крашенинников подтвердил, что проект закона об общих принципах организации местного самоуправления будет доработан ко второму чтению. «Работа уже идет больше трех лет и будет продолжаться. Думаю, этот законопроект — один из самых крупнейших этого созыва», — сказал глава комитета. При подготовке документа ко второму чтению в думский Комитет по государственному строительству и законодательству уже поступило 940 поправок.
По мнению Крашенинникова, переход на одноуровневую систему должен проходить поэтапно, поэтому разработчики предлагают сделать большой переходный период.
«Закрепляется принцип исчерпания полномочий, чтобы все избранные главы, члены советов и т. д. отработали свой срок, — ранее пояснял журналистам глава комитета. — Хочу подчеркнуть важность порядка и последовательности в изменениях в муниципальной системе. Реформирование не должно происходить резко, в один день. Никто не лишится рабочих мест. Действующие органы власти должны завершить свои полномочия перед тем, как вступят в силу изменения в структуре муниципального управления. Поэтому необходим переходный период, скорее всего, до 1 февраля 2035 года, то есть субъекты, которые перешли или перейдут раньше, будут жить по новым правилам».
По словам Крашенинникова, необходимо сосредоточить полномочия муниципальной власти в одном законе, а не в 100 с лишним нормативных актах, как это есть сейчас: «Это сделает процесс принятия решений муниципалитетами более прозрачным и понятным для граждан. Важно, что это позволит избежать недопонимания у руководителей муниципалитетов, губернаторов — с одной стороны, с другой — у прокуратуры, контрольных органов».