"РГ" подвела культурные итоги года

Как провели этот год театры, музеи, концертные площадки? На что ходили зрители? За какие книги голосовали рублем? Авторы "Российской газеты" предлагают вспомнить, каким был 2024 год в культуре.

"РГ" подвела культурные итоги года
© Российская Газета

Опера и классика уходящего года: рекорды Гергиева и феноменальная Шагимуратова

Персона - Валерий Гергиев, великий музыкант, умеющий также преодолевать условности времени и пространства. 1 декабря исполнился ровно год, как маэстро одновременно возглавил Большой и Мариинский театры. За это время мариинцы побили исторический рекорд на много лет вперед по количеству гастрольных представлений в Москве. И стало очевидно, что в ближайшей перспективе у двух театров одна творческая судьба на двоих.

Подробнее тут.

Перезагрузка "Маски", крепкое плечо Машкова и модный Чехов

Драматический театр, который последние годы ощутимо "потряхивало", учится жить в новой реальности - и, кажется, небезуспешно. С парализующими последствиями пандемии в уходящем году наконец справились: заполняемость залов вернулась почти к 100-процентной отметке, снова одной из самой животрепещущих тем стали цены на билеты... Конечно, цифры и показатели - вещь принципиальная, но для театра важнее всегда было другое: творчество, смыслы, а еще чувство времени, способность попадать в его нерв - как признак самой жизнеспособности этого искусства.

Подробнее тут.

Подводить итоги литературного года вообще-то дело неблагодарное

Появился новый жанр - книжный сериал. Что это такое? Это когда новый роман читается с компьютера или телефона или слушается в аудиоверсии (лучше в исполнении самого писателя) с продолжением. Так, в этом году читали и слушали "цифровой" роман Веры Богдановой "Пять способов засолки душ". Отзывы ровно противоположные: от "скучно и чушь" до "дух захватывает".

Подробнее тут.

Книжный фестиваль "Красная площадь" отметил первый серьезный юбилей

И "Большая книга", и "Ясная Поляна" ежегодно подвергаются критике, сложно припомнить год, когда бы все остались довольны. В этом году обе премии выступили предсказуемо, раздав первые места двум мэтрам литературы - Алексею Варламову и Леониду Юзефовичу. Справедливо ли это, покажет время, расставив самые значимые книги на полки читателей всего мира.

Подробнее тут.

Мы пели и решали накопившиеся проблемы отечественного шоу-бизнеса

Впервые в музыкальные итоги года столь резко вмешались политика, "транспортные войны" и искусственный интеллект, на который артисты в канун Нового года впервые пожаловались.

Подробнее тут.

Культурный фронт - Донбассу: роман из туннелей Авдеевки, мелодия барокко в Северодонецке и мариупольский "Ревизор"

В уходящем году у донбасской культуры открылось новое дыхание. Речь и о тех, кто в Донбассе, и о тех творцах, что про Донбасс.

Подробнее тут.

Блокбастеры и современное искусство: каким был уходящий год для музеев

Пожалуй, 2024 год сохранил и усилил все тренды последних двух лет. Ставка на исследование собственных коллекций, архивная работа, межмузейные проекты и сотрудничество с коллекционерами и частными институциями остаются среди основных козырей.

Подробнее тут.