РАМТ представил "Томасину" как рождественскую сказку

Повесть-сказка "Томасина" Пола Гэллико, которого называют "американским Андерсеном", российскому зрителю не слишком хорошо известна. Написанная аж в 1957 году, книжка появилась на русском только в начале 90-х, а популярной в России стала после того, как Леонид Нечаев снял по ее мотивам фильм "Безумная Лори".

РАМТ представил "Томасину" как рождественскую сказку
© Российская Газета

Российский академический молодежный театр (РАМТ) реанимировал нашу память: сказку про кошку Томасину, ее хозяйку нежную девочку Мэри и ее отца - сурового ветеринара Макдьюи воплотила на сцене театра Александра Ловянникова (автор инсценировки Ольга Потапова).

Стоит отметить, что для Ловянниковой это первая в РАМТе режиссерская работа, она более известна как успешный художник-сценограф. И это чувствуется: спектакль, который она сделала и как режиссер, и как художник-постановщик, получился очень нарядным, с множеством художнических придумок и старательным освоением всех возможностей большой сцены. Здесь и уютные деревянные домики провинциального городка, и страшный темный лес, и цирк-шапито.

Театр постарался показать историю, где в доступной для детей форме обсуждаются очень серьезные вопросы

Скептики заметят: сегодня любая история "про котиков" обречена на симпатию публики. Но авторы постановки не только эксплуатируют этот интерес. Театр постарался показать историю, где в доступной для детей форме обсуждаются очень серьезные, может быть, самые серьезные вопросы. О жизни и смерти, например. О том, как пережить уход близкого существа, даже если это существо - всего лишь любимый домашний питомец...

Сцены в финале первого акта, где дети устраивают похороны Томасины, - пожалуй, наиболее сильные в спектакле. И проповеди пастора Пэдди (Юрий Григорьев) о том, как память и любовь к ушедшему помогают справиться с потерей, звучат очень убедительно.

Впрочем, баланс между печалью и радостью в спектакле соблюдается с аптекарской точностью. И это правильно - иначе что это за детский спектакль? Томасину (Евгения Белобородова) оживляет своей любовью и заботой лесная ведьма Лори (Людмила Цибульникова). Но проблемных вопросов, затронутых в спектакле, светлый финал не отменяет.

Так, ветеринарный инспектор и врач Макдьюи (Алексей Мясников) - воплощение прагматичного рационализма. Его, по сути, абсолютно правильные с точки зрения медицинского протокола решения об усыплении неизлечимых животных встречают весьма неоднозначную реакцию у жителей городка. А его дочь Мэри, хозяйка Томасины (Александра Розовская), приходит просто в неистовство и буквально сама становится на грань жизни и смерти, когда отец вынужден усыпить перебившую хребет Томасину.

Что важнее - соблюдение правил или живая любовь к живому существу? Чувство или рацио? Нерассуждающая нежность или рассудочный прагматизм? Спектакль дает на эти вопросы вполне однозначные, подчеркнуто гуманные ответы. А история с бродячим цирком, где жестоко дрессируют несчастных зверушек и откуда всех их освобождают наши герои (и ветеринар Макдьюи, и ведьма Лори, и другие жители городка), и вовсе дополняет зрелище экологической актуальностью сегодняшнего дня.

В целом у РАМТа получилась вполне рождественская история, где страшное и трогательное, чудесное и жизненное смешаны в традиционно правильных пропорциях.