"Биополе погасло". Чем шокирует премьера Дома актёра о биполярном расстройстве?
Вторая часть трилогии о психических расстройствах от дуэта the.MANKA рассказывает историю талантливой художницы с биполярным расстройством, потерявшей из-за болезни "крылья" и себя вместе с ними. Какой получилась премьера? Делимся впечатлениями в нашей рецензии! "У нас есть искусство, чтобы не умереть от истины", - писал Ницше. Именно истина во всей своей неприглядности, без ретуши и фильтров соцсетей гасит внутренний огонь главной героини нового спектакля Дома актёра "Биополе. Ярко". Постановка, ставшая второй частью трилогии о психических расстройствах от дуэта the.MANKA (Дарья Балашова и Мария Кот), исследует сложные вопросы: что делает человека гениальным? И какова цена этого дара? Девушки уже выходили к зрителю с "Наваждением" - спектаклем про обсессивно-компульсивное расстройство. Где-то в планах третья премьера, а пока - привет, биполярочка. Фото с репетиции спектакля накануне премьеры На сцене разворачивается не история с линейным сюжетом, зритель скорее погружается в пластический анамнез биполярного расстройства. "У девочки нет имени", главная героиня спектакля в исполнении актрисы Омской драмы Кристины Лапшиной и правда его лишена. И, подобно Арье Старк из "Игры престолов", девушка не подстраивается под ожидания общества, идёт своим запутанным путём, даже если он сложен и непонятен окружающим. Она - художница на фрилансе, по сути, затворница, чья жизнь балансирует между маниакальной эйфорией и опустошающей депрессией. Диагноз героиня ставит себе сама в первом же монологе: "Если вы хотите представить жизнь с биполярным расстройством, вообразите эмоциональный тумблер, включённый на максимум". В маниакальной фазе она ощущает себя "архитектором безграничного", готовым создавать, летать и разрушать. Но за этим неизбежно звучит "голос тьмы и безумия", депрессия - тяжёлое погружение в апатию и потеря связи с реальностью. Во все эти моменты сцена наполняется символическими образами, хаотично сменяющимися под ритмы авторской музыки омской группы "Клёнин". Визуальная и звуковая перегрузка помогают зрителю "погрузиться" в ментальное состояние героини. Всё это работает на конкретную цель - дать людям в зале ощутить, что значит жить с таким диагнозом. Хрупкую связь с миром и поддержку героини обеспечивает очень терпеливый молодой человек в исполнении Виталия Храмова (Омский академический театр драмы). Он как может поддерживает любимую, тратит на её убыточное хобби и прочие материальные потребности все доступные деньги. Однако кажется, что болезнь девушки он не понимает и стать для неё крепкой опорой всё-таки не способен. Есть здесь и третий герой - друг, иногда собутыльник, иногда любовник (Даниил Орлов, "Пятый театр"). Мужчины, как и настроение героини, бесконечно меняются, выражая сложные эмоции через акробатические и пластические элементы. Самое прозаичное и печальное открытие происходит в тот момент, когда близкие всё же уговаривают девушку обратиться за помощью. Лекарства помогают, и постепенно она превращается "в нормальную". Однако жизнь без крайностей для подсевшей на эмоциональные качели творческой натуры становится невыносима. Тяга к творчеству исчезает, "биополе гаснет". При этом неоднозначная концовка спектакля способна действительно шокировать зрителя. Следующие два абзаца содержат спойлер, читайте с осторожностью! - Наша задумка была в том, что её талант - не талант в классическом понимании, а результат болезни. Когда она исцелилась, жизнь для неё уже никогда не будет прежней. Её будто подменили, и без болезни она почувствовала себя лишённой крыльев. В финале героиня принимает решение: стать ветром, чтобы снова ощущать себя птицей… Мы хотим, чтобы наши постановки не просто развлекали, а заставляли задуматься, чтобы зритель выходил из театра с эмоцией, даже если она сложная. Уже при зажжённом в зале свете зритель слышит финальное откровение: "Я вылечилась. Я здорова. Я абсолютно нормальная. Я не ветер. Я рисую. Я творю. Я художник". От автора - Трактовать финал зритель может по-разному. Поскольку я и мои друзья вышли из зала с противоречивыми чувствами, лишний раз всё же напомню (в первую очередь для себя, а во вторую - для читателя) о том, что в реальной жизни лечить психические заболевания, конечно, нужно обязательно. Осознавая при этом, что болезнь не определяет ни вашу идентичность, ни способности! Этот спектакль - вымышленная история личности, которая делает свой выбор. Её жизнь была ужасна в мании биполярки, и в уже трезвом рассудке собрать поломанную себя она не смогла. Так что "Биополе. Ярко" хоть и витиеватым путём, но всё же напоминает нам о том, как опасны те ситуации, когда фундаментом для творчества и жизни служит что-то болезненное, неконтролируемое, хаотичное. А ещё о том, как все мы на самом деле нуждаемся в друг друге и как важно по-настоящему быть рядом с любимыми, учиться слышать их и тщательно выбирать слова. В предпремьерном интервью к этому спектаклю вместе с актёрами и режиссёрами мы выяснили, где пролегает граница между безумием и талантом? И какова цена божественного творческого дара? А ещё создатели постановки Дарья Балашова и Мария Кот в нашем проекте #встречисавтором читали свои стихи, а в интервью признавались, как именно заряжают друг друга в творчестве. О работе девушек над первым проектом "Наваждение" можно почитать в этом материале . Фото: Елизавета Медведева