России предложили рискованное дело – охранять Никарагуанский канал

Российская сторона приглашена поучаствовать в реализации проекта нового канала между Карибским морем и Тихим океаном, заявил ТАСС спецпредставитель президента Никарагуа по вопросам взаимодействия с РФ Лауреано Ортега Мурильо.

России предложили рискованное дело – охранять Никарагуанский канал
© Свободная пресса

По его словам, в настоящее время идет работа над строительством нового порта со стороны Карибского моря.

«Необходимый порт со стороны Тихого океана существует, так что мы проводим работы по увеличению его пропускной способности. Уже затем мы приступим непосредственно к строительству канала. Мы ожидаем, что проект будет стабильно продвигаться в следующие годы и, конечно, приглашаем российских друзей принять в нем участие», - приводит агентство высказывание спецпредставителя никарагуанского президента.

Он также сообщил, что 19 ноября на саммите Латинская Америка - Китай для бизнес-сообществ в Манагуа президент Никарагуа Даниэль Ортега представил новый маршрут канала.

«В рамках этого нового проекта мы проводим новые раунды переговоров с нашими партнерами по всему миру, например, с китайскими. Мы также приглашаем российские компании, чтобы они могли изучить проект этого маршрута, заняться разработкой его технико-экономического обоснования и продвигаться в направлении реализации», - заявил Лауреано Ортега Мурильо.

Он также отметил, что сроки реализации проекта, обсуждаемого уже длительное время, пока остаются открытыми. Предполагается, что этот канал станет альтернативой Панамскому, при этом более широким и обладать куда большей пропускной способностью.

Проект строительства «Великого трансокеанского канала Никарагуа» парламент этой страны одобрил в 2012 году. Примерная стоимость проекта 40 млрд долларов (по другим данным – 50 млрд долларов). В 2013-м концессия на него была отдана гонконгской компании «HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd».

Как и следовало ожидать, жители расположенных вблизи предполагаемой водной артерии стали протестовать против ее строительства. В настоящее время проект находится в «подмороженном» состоянии. Однако президент Никарагуа Даниэль Ортега в нынешнем году заявил, что проект будет реализован.

По словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшков, прямой выгоды России от проекта Никарагуанского канала нет.

- Возможно, есть непрямые плюсы. Скажем, чем больше будет объектов подобной транспортной инфраструктуры, тем активнее станет развиваться мировая торговля. Стоимость доставки товаров из Азии на восточное побережье США может снизиться. Все это приведет к большему потреблению энергоресурсов, в частности, нефти. Поэтому спрос на «черное золото» будет расти и ее цена будет держаться на достаточно высоком уровне. Возможно, такие косвенные факторы сыграют на пользу России.

СП»: Это может стать основанием для участия в проекте строительства канала?

- Думаю, нам нет особого смысла участвовать в строительстве канала, вкладывать в него свои деньги. Если какие-то российские компании, обладающие соответствующими технологиями, оборудованием и компетенциями, будут приглашены как подрядчики, ради заработка – пожалуйста. Но это не уровень государства, поскольку у нас дефицит бюджета, чтобы мы могли расходовать их на такие проекты. Скажем, в ФНБ ликвидная часть уже уменьшается довольно сильно, поэтому для нас сейчас не время разбрасываться деньгами и финансировать проекты, которые мы напрямую использовать не будем.

«СП»: Поставлять по этому каналу энергоресурсы мы не будем?

- Такой перспективы здесь не просматривается. На азиатские рынки нефть мы поставляем по нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), либо его ответвлениям, скажем, в сторону Китая. Сахалинский СПГ весь идет на азиатский рынок. Что касается угля, то он доставляется по железной дороге, часть идет из портов Черного, Балтийского морей тоже на рынки Азии. Проход через каналы – Панамский или Никарагуанский – нам не требуется. В США поставок практически нет, наша торговля энергоносителями с ними сильно сжалась.

Более того, если провозка товаров через восточное побережье Мексиканского залива на азиатские рынки станет дешевле – для нас это дополнительная конкуренция с теми же Соединенными Штатами. Эта страна свои СПГ-заводы строит именно вдоль Мексиканского залива и для доставки на азиатские рынки они сейчас используют Панамский канал. В случае появления нового канала – стоимость доставки в Азию станет дешевле. Нефтяной экспорт у них тоже идет преимущественно из района Мексиканского залива – там на шельфе нефть добывается, оттуда же прокладываются нефтепроводы.

«СП»: В свое время за проект канала ухватилась китайская сторона, но потом ее инвестиции резко остановились. Почему?

- Сложно сказать. Но в целом этот проект для них выгоден, поскольку они могут доставлять свои товары на восточное побережье США дешевле. Видимо, не удалось достичь окончательных договоренностей по поводу инвестиций, правил их использования, возврата. Может быть, здесь сыграли свою роль коммерческие соображения, о чем-то не смогли договориться. Впрочем, не исключено, что в недалеком будущем стороны придут к соглашению – возможно, здесь имеет место элемент давления на партнеров со стороны КНР.

«СП»: Насколько жизнеспособен проект Никарагуанского канала?

- Здесь на первом месте вопрос затрат и прибылей, которые он может принести. Такие проекты окупаются в течение десятилетий. Инвестору нужно определить, хотя бы примерно, загрузку, размер тарифа на проход судов. Большое значение играет конкурентоспособность с Панамским каналом. Здесь играет роль политический аспект, заключающийся в возможном конфликте между США и Китаем, разрыве торговых отношений между ними. Этот канал имеет смысл только в случае активной доставки китайских товаров в США и американских в Китай. У других азиатских игроков потенциал для торговли с американцами явно недостаточен для окупаемости этой водной артерии.

Бывший президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов напомнил, что Никарагуанский канал – это глобальный международный проект, за которым стоит Китай.

- Проект поддерживает часть государств Латинской Америки и не только. Заинтересованные в нем страны стремятся получить маршрут, независимый от США. Как известно, сегодня Вашингтон контролирует проход грузов через Панамский канал, использует его как инструмент политического и военного влияния. Поэтому для Китая этот проект важен с точки зрения соперничества с США не только за экономическое, но и геополитическое влияние в мире. И Пекин стремится взять под контроль стратегические коммуникации – Баб-эль-Мандебский пролив, отчасти Суэцкий канал. Для него крайне важен и этот маршрут. Китай активно участвует в незримой битве за мировые морские коммуникации.

«СП»: Для нашей страны проект канала представляет интерес?

- В свое время Россию приглашали для участия в нем для обеспечения безопасности – охраны сначала строительства, а в дальнейшем и всего канала. Экономическая выгода здесь возможна только в транспортировке грузов из нашей страны в Латинскую Америку и, соответственно, с американского континента в Россию. Если мы в дальнейшем возьмем на себя предложенные военно-охранные функции, то здесь возможны конфликты с американцами и их сателлитами.