Как рождаются мемы? Гослитмузей приоткрывает тайны Зощенко и Жванецкого

Хорошая шутка - тонкая материя. Меткая реплика, молниеносная юмористическая фраза - или мем, как принято сегодня говорить, - всегда подразумевает некий контекст. Шутка живет в народе, пока есть, кому над ней смеяться. Пока живы те, кто может уловить этот самый контекст. Одно поколение на фразу "Нормально, Григорий!" ответит, разумеется: "Отлично, Константин!" - другое же пожмет в недоумении плечами.

Как рождаются мемы? Гослитмузей приоткрывает тайны Зощенко и Жванецкого
© Российская Газета

Выставка в Доме Остроухова в Трубниках - "Археология юмора: Зощенко и Жванецкий" - как раз для тех, кому интересны тексты и контексты. Кто с удовольствием готов искать смешное в серьезном - и серьезное в смешном. В год 130-летия Михаила Зощенко и 90-летия Михаила Жванецкого на примере творчества этих двух выдающихся авторов Государственный музей истории российской литературы им. Владимира Даля разбирается с феноменом советской сатиры, с оттенками писательского юмора на фоне времени.

Что общего у этих авторов? Конечно, тема "маленького человека". Их герои - обитатели ХХ столетия, перенасыщенного мировыми катаклизмами и бытовыми потрясениями.

"Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей", - отмечал Михаил Зощенко в книге "О себе, о критиках и о своей работе". Первый зал полностью посвящен ему.

"Археологический" подход кураторов выставки Тимура Хайрулина и Марины Красновой к произведениям двух важных для своей эпохи писателей-сатириков как раз объясняется тем, что сегодняшним читателям и слушателям многое надо пояснять: а что смешного-то? Многие явления, сама среда и атмосфера - улетучились. Без комментариев не обойтись.

Знакомство с Зощенко на выставке со времен, когда он только начинал литературный путь. Погружаясь в авторскую кухню, мы узнаем, откуда брались темы для его рассказов, разлетавшихся огромными тиражами. Здесь и карикатуры, живопись, веселые журналы 1920-х - "Смехач", "Лапоть", "Крокодил". Время было такое - сатирический жанр расцветал, когда Зощенко выпустил дебютные "Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова". Сборник о бытовых неурядицах и повседневных глупостях, с которыми столкнуться мог любой. Читатели - а здесь представлены их отклики - рыдали от восторга. Есть даже письмо от иностранных студентов: по рассказам Зощенко они изучают русский язык в США. Собрав все эти отклики, 55 писем, Зощенко даже выпустил книгу "Письма к писателю": и каждому читателю ответил.

На выставке - и времена его болезней и депрессий, отразившиеся в трилогии "Голубая книга", "Возвращенная молодость" и "Перед восходом солнца". И повороты судьбы Зощенко после знаменитого зубодробительного постановления ЦК ВКП(б) 1946 года "О журналах "Звезда" и "Ленинград"".

Во втором зале - коммуналка. Слышатся чьи-то голоса, кругом распахнутые двери. "Сердце" этого пространства - сцена с микрофоном и надписью: "Эстрада - это одинокий человек, стоящий перед людьми. И кто бы что ему ни говорил, он одинок". Тут - территория Жванецкого.

Здесь выставка рассказывает о становлении писателя-сатирика, содружестве с Аркадием Райкиным, первых самостоятельных шагах на сцене. За каждой дверью этой коммуналки - темы, которые укладывались в монологи Жванецкого: "Гражданин и власть", "Он и она", "Социальные пространства". В специально созданном "рабочем кабинете" - черновики, записные книжки, личные вещи, в том числе легендарные портфель и кепка. И фото любимого кота Мориса - как без него?

За монологами "начальника транспортного цеха" или посетителя "греческого зала" - целая эпоха, представленная в фотографиях, плакатах и рисунках Резо Габриадзе, карикатурах Михаила Златковского и других художников.

Жена сатирика, Наталья Жванецкая, призналась на открытии выставки, что при жизни МихМиха (как звали его друзья) она частенько пыталась выбросить казавшиеся ненужными письма, записки, наброски… А теперь счастлива, что муж не давал ей этого сделать. Все это теперь - свидетельства. Времени, творчества, судьбы Жванецкого. Проходишь мимо стенда с клочком бумаги - и ловишь на ходу совет на любые времена: "Держи уши открытыми, а рот закрытым!"

"Археология юмора: Зощенко и Жванецкий" открылась в канун Нового года. Посмеяться здесь есть над чем. Но этот смех - не без причины: он о нас, которым суждено вертеться в вечном колесе бегущих лет, времен, эпох. Сатирики и юмористы вовсе не всегда оптимисты. Но как ни сложны времена - они нам помогают жить. И ностальгировать о том, что прожили. Ведь чтобы что-то пережить, нам зачастую просто не хватает этих добрых/злых, язвительных/веселых, а главное - метких слов.

Кстати

По выставке можно пройти с кураторской экскурсией: вам расскажут то, чего вы можете и не заметить. Здесь же можно попасть и на полезные занятия "Загадки и премудрости русского языка: запасы словаря Страны Советов".

А в январские каникулы посетителей ждет еще "вкусная" экскурсия "Зощенко & Жванецкий: литературно-гастрономическое путешествие". За расписанием следите на сайте ГМИРЛИ имени Даля.