Робогрибы и реинкарнация дерева: чем впечатлит калининградцев новая выставка в филиале Пушкинского музея

В Балтийском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка, посвящённая взаимодействию живых существ и «мёртвых» материалов. Художники использовали множество технологий, от робототехники до биомедицины. Что у них получилось, на презентации проекта «Живые топологии»6+ разбирался корреспондент «Клопс».

Робогрибы и реинкарнация дерева: чем впечатлит калининградцев новая выставка в филиале Пушкинского музея
© Клопс.Ru

«Живая топология»

«Ну что, друзья, сложно?» — с этого вопроса начинается приветственная речь директора филиала Елены Цветаевой. Концепция проекта на первый взгляд действительно непроста: «живые топологии» — это понятие, которое описывает окружающий мир как отношения между человеческим и нечеловеческим.

Однако в изложении куратора выставки Дмитрия Булатова идея становится гораздо понятнее. «Мы с вами сидим: вы белковый агент, я белковый агент. У нас есть микрофон, чайник, разные звуки, мы чувствуем — или не чувствуем — магнитное излучение земли.

Мир вокруг окружён сетью различных человеческих и нечеловеческих сущностей, взаимодействующих между собой», — объясняет он.

Художники, работая с новыми технологиями, заставляют неживые сущности делать что-то, взаимодействовать с миром людей. Получается гибридная сеть — это и есть «живая топология», давшая название выставке. Она не является в полном смысле разумной, однако обладает, как назвал это Булатов, «самостью» или «самоорганизацией».

Аура дерева

В центре зала находится инсталляция ARBOR авторства Марии Купцовой. В лаборатории синтетического ландшафта в Инсбруке, где работает художница, создали технологию, позволяющую делать из опилок материал для 3D-печати. Обычно для этого используют пластик, то есть «неживой» материал.

«А здесь Мария может печатать "живыми" материалами. В итоге она представляет скульптуры, которые занимают место срединное место между живым и неживым.

Нельзя сказать, что они мёртвые, но и нельзя сказать, что они живые. Это что-то среднее», — прокомментировал Булатов.

Инсталляция, получившаяся в итоге, хранит запах и текстуру настоящего дерева. Загадочные фигуры, которые поначалу кажутся просто странными, в контексте всей истории завораживают.

Город во времени

Ещё одна работа, ярко раскрывающая идею проекта — «Архитектура и микроорганизмы» Софии Романовой. В основу инсталляции легла идея французского архитектора Ле Корбюзье.

Ле Корбюзье приобрёл известность как автор, который в середине XX века выступил с инициативой снести центр Парижа и застроить освободившееся место башнями из панельных блоков («План Вуазен»). Это предложение вызвало скандал и не было реализовано. Однако Корбюзье, создавший много менее радикальных, а потому не таких популярных проектов, сейчас считается пионером современной архитектуры. Одна из центральных его идей — восприятие города как живого организма.

Советское панельное строительство во многом вдохновлялось идеями Корбюзье. Малая Охта, где родилась художница София Романова, как раз отличается типовой «хрущёвской» застройкой. Она нашла план этого района и нанесла его бактериями на специальную поверхность. По мере развития выставки план будет прорастать и в буквальном смысле «оживлять» мёртвый панельный ландшафт.

«Куб сделан таким образом, что если вы наклонитесь и посмотрите, эти панели будут уходить в бесконечность. Таким образом, метафорически она (художница — ред.) передала бесконечность «хрущёбного» строительства — с одной стороны. А с другой — когда микробы разрастутся, план города будет нарушен», — объяснил куратор.

Пять топологий

Елена Цветаева подчеркнула, что выставка построена на принципе «медиатерпимости» — то есть допускает использование различных технологий, которые многие не привыкли видеть в музеях. Однако художники, работая с необычными материалами, всё равно размышляют о человеке.

Мы говорим о границах живого, о границах возможного, говорим о новой идентичности», — сказала директор филиала.

Всего на выставке можно увидеть семь работ:

Авторы проекта «Синтетическая морфология» дополнили человеческое тело, снабдив его роботизированными щупальцами;Камилия Юсупова в «Машинном видении» посмотрела на мир с помощью алгоритмов компьютерного зрения;Группа «Куда бегут собаки» построила роботов, которыми управляют керосиновые грибы;Маруся Нестерова и Александр Бедин в «Шахматах» нашли способ воспроизвести и услышать уникальные мелодии каждой партии;Анна Мартыненко и Варвара Семёнова записали, как «звучат» разные части города, и визуализировали частоты с помощью табличек.

Выставка будет работать до 16 февраля. Помимо экскурсий, гости могут посетить аудиовизуальный перформанс «Без речи и текста»12+ от Камили Юсуповой и Данила Акимова — он посвящён взаимодействию незнакомых друг с другом художников.

В Калининградском музее изобразительных искусств открылась выставка «Щелкунчик и другие новогодние истории».