В Архангельске раскрыли культурный код Русского Севера
Культурный код Русского Севера расшифровали пять музеев Архангельской области, Вологодчины и Санкт-Петербурга: они вместе открыли этнографическую лабораторию, написали народную энциклопедию, изучили и экспонировали сокровища крестьянских домов. Партнерами проекта выступили журнал "Родина" и "Российская газета".
Под "увеличительное стекло" музеев попал народный быт территорий вдоль притока Северной Двины - реки Ваги. Поважье - это этнокультурный кластер Русского Севера. В него входят несколько территорий Архангельской и Вологодской областей, поэтому и этнографический труд получился межрегиональным.
По словам заведующего отделом Этнографического музея Санкт-Петербурга Дмитрия Баранова, издана первая в России межрегиональная этнографическая энциклопедия: подобных проектов не было. То же самое относится к выставке: ее создателям удалось в одном месте собрать и представить народные жемчужины из музейных коллекций Русского Севера.
Всматриваться в лица людей, живших на Русском Севере 100-150 лет назад, можно бесконечно
У каждого предмета указан хозяин: "Очень важно, кто их собрал и кто сделал. Не просто народ - а вполне конкретные люди", - отметил Дмитрий Баранов.
В экспозицию и энциклопедию, к примеру, вошли личные вещи минометчика и орденоносца Великой Отечественной войны из Устьянского района Сергея Борисова - великолепно сохранившиеся жернова, острога, пила и многие другие предметы быта остались в идеально ухоженной мастерской после смерти героя.
Здесь можно не только детально рассмотреть конскую амуницию, но и узнать легенды, связанные с лошадьми. В деревне Усть-Подюге верят, что в каждой конюшне живет домовой суседко, который "неодинаково относится к лошадям". В любимицах - мягкие и красивые, а также те, у которых грива заплетена в косу.
Но настоящее сокровище - семейные фотографии жителей Русского Севера. Всматриваться в лица людей, живших 100-150 лет назад, можно бесконечно! Посетители впервые увидели, как на Пасху катали яйца жители деревни Горка Муравьевская, шенкуряне устраивали пикник на опушке леса, а жители Устьянского района изготавливали лодки-долбленки.
Во время работы над проектом сотрудники музеев уточнили предназначение и названия деревенской утвари. Так, по поводу крынки целое исследование пришлось провести! В привычном понимании это высокий сосуд для хранения молока или сметаны.
- Но в Поважье оказалось еще два вида крынок, - рассказала одна из авторов проекта, научный сотрудник Российского этнографического музея Ольга Баранова. - Это крынки типа миски с прямыми бортами, в которых готовили селянку (запеченную картошку с молоком, яйцом и иногда грибами). А также опарница - крынка для замешивания теста.
Энциклопедия прояснила происхождение многих предметов быта. Так, пастушеские трубы часто находили в Карелии. Тем не менее эти традиционные народные инструменты изготавливались в Поважье. А так как ваганы ходили на промыслы к западным соседям, важские пастушеские трубы начали бытовать и там.