Чеховская «Чайка» вернулась на сцену Московского Художественного театра

МХТ имени Чехова художественный руководитель Константин Хабенский представил премьеру спектакля «Чайка». Постановка стала его режиссерским дебютом на театральной сцене.

Чеховская «Чайка» вернулась на сцену Московского Художественного театра
© Вечерняя Москва

Атмосфера загородных усадеб, где во время уютных чаепитий и непринужденных диалогов рушатся судьбы, — особая составляющая пьес Чехова. Однако сценограф Николай Симонов отошел от бытовых деталей и создал лаконичное пространство — деревянную конструкцию, напоминающую одновременно и мост, и вышку спасателя. Здесь, на берегу озера, и происходят все события пьесы. Вода становится не просто обозначением места действия, но и важным визуальным элементом — уходя в глубь сцены, персонажи и правда ступают по настоящей воде, разбрызгивающейся под их ногами крупными блестящими каплями.

Художник по костюмам Мария Данилова создала образы в монохромной цветовой гамме, переходящей от белого и жемчужно-серого к глухому, плотному черному. Одежда использована современная, но при этом она не диссонирует с атмосферой чеховского произведения и описанной эпохой, а лишь подчеркивает актуальность материала, делая персонажей Чехова до боли похожими на нас сегодняшних.

По словам Константина Хабенского, центром спектакля стали женские образы.

— Мне важно было рассказать историю обыкновенной женщины. Это подчеркивает реплика моей героини: «Я не Юпитер, я женщина», — рассказала Кристина Бабушкина, воплотившая на сцене знаменитую актрису Аркадину. — Это для меня был ключ к ее личности. Она не эфемерная артистка, а человек со своими переживаниями, болями, проблемами, которая стремится к спокойной, тихой жизни.

Конечно, новый спектакль не повторяет прежних трактовок «Чайки», и чеховские герои раскрываются по-новому, неожиданно.

— Я помню своего персонажа, врача Дорна, в исполнении Иннокентия Смоктуновского в спектакле Олега Ефремова. Это был мудрый человек, уставший от жизни, — рассказал актер Игорь Верник. — Мы же делаем его горящим, жизнелюбивым, верящим в любовь, хотя его жизнь и состоит из бесконечной заботы о больных, из склянок с лекарствами.

Несмотря на то, что творческая команда искала новое, актуальное звучание «Чайки», отойдя от привычной, шаблонной чеховской напевности, текст пьесы остался неизменным — режиссер рассказал, что убрал лишь те фразы, смысл которых уже не считывается современным зрителем.

При этом ритм постановки, интенсивность действия остается по-чеховски неторопливой, а артисты легко удерживают внимание зрителей, играя со знаменитыми мхатовскими паузами, продолжая традиции великих мастеров Художественного театра.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Константин Хабенский, режиссер спектакля:

— Для нас главные герои в «Чайке» — женщины. В центре — их любовь, самоотверженность, тепло, внимание по отношению к мужчинам. Это внимание может либо поднять мужчин до звезд, либо вогнать в землю и превратить в погасшие угольки от старого костра. Так было и в жизни великих художников, писателей, композиторов. Рассказ, который мы будем вести на сцене Художественного театра, про нормальный человеческий эгоизм. Каждый человек хочет, чтобы его любили, чтобы его слушали. Причем не завтра или послезавтра, а сейчас. Такой обычный эгоизм. А у молодых персонажей к этому добавляется юношеский максимализм.