Режиссер Галина Зальцман рассказала о том, как ставить классику сегодня

Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А.А. Брянцева представил премьеру спектакля "Первая любовь", в основе которого повесть И.С. Тургенева, известная нам еще по школьной программе.

Режиссер Галина Зальцман рассказала о том, как ставить классику сегодня
© Российская Газета

Пьесу специально для театра написала драматург Анна Гейжан, а спектакль поставила Галина Зальцман. Накануне премьеры режиссер говорила, что "есть ощущение, что спектакль будет сочным, ярким, красивым. И пылким, отвечающим тому чувству, про которое будем говорить - первой любви". Так и получилось.

В зале - аншлаг. Пришли известные личности. Кажется, собрался весь театральный мир Петербурга. Но много и молодых ребят - для них, собственно, ставили. Молодежь оценивает постановку с восторгом и лаконично: "Классный спектакль! Круто!"

Вот что рассказала "РГ" режиссер.

"Первая любовь" - это трагедия?

Галина Зальцман: Скорее, трагикомедия. Трагичное находится близко со смешным. Как и в нашей жизни. В спектакле немало смешного, ироничного - на фоне огромной трагедии. Потому что когда мы вспоминаем себя прежними, юными, наши воспоминания преломляются, в чем-то укрупняются, в чем-то затираются, словом, искажают реальность, это только впечатление от реальности, а не она сама.

Повесть написана в 19 веке, вам надо говорить с современным зрителем, молодым, родившимся в 21 веке.

Галина Зальцман: На мой взгляд, романтическую повесть Тургенева в школе "проходят" быстро, вскользь, на нее обращают мало внимания, хотя она очень интересная. И мы с драматургом Анной Гейжан придумали способ, как посмотреть на нее из сегодняшнего дня. Не перенося ее буквально в наши дни, не используя современные фразеологизмы и молодежные сленги, но найдя интонацию, которая понятна современному человеку. И в этой истории ему будет легко узнать себя. Нам важно было найти контакт с молодым зрителем. Это история о взрослении, о семейных ценностях, она трогает каждого - первая любовь должна произойти с каждым. Этот ожог, первое прикосновение к огромному и непознаваемому миру делает нас богаче, мудрее, и, может быть, это соприкосновение, это открытие болезненно, но все-таки оно делает нас счастливыми.

Поэтому надо переписать (подредактировать) автора - что очень не нравится приверженцам классических традиций.

Галина Зальцман: В литературном произведении - повести Тургенева - много размышлений, философствований, чувствований. Все это надо перевести на язык действия. Театру нужны действия, поступки. Мы старались следовать сюжету, делая реверансы Тургеневу, не переводим материал буквально в современный мир. Я имею в виду интонацию. Скорость восприятия событий, скорость их получения, обработки, театральные методы, которыми мы пользуемся для того, чтобы это произведение могло сегодня звучать, - они современные. От автора мы не отказываемся, первооснова сохранена. У нас есть стилизация в костюмах, декорациях. Есть и граф, княгиня, гусар, слуги - как в повести.

Мы исследуем мир Тургенева, но методом современного театра.

Спектакль выпускали в любви. Заняты в нем молодые артисты, недавние студенты (просто на удивление - отлично подготовленные. Они прекрасно транслируют свой первый личный опыт любви). А также их уже опытные коллеги.

В роли 16-летнего главного героя - Семен Толов. Зинаиду, девушку, в которую влюбляется Володя, играет Милана Владыкина. В другом составе - Богдан Коршунов, Ирина Волкова.

Войдя в зал, зрители самых разных возрастов не могут удержаться, чтобы не сделать фото впечатляющих декораций. Это же дворянская усадьба. Лето, дачная жизнь. На сцене - вода (болото), трава, камыши. Сценографией и костюмами занимался художник Дмитрий Разумов. Художник по свету - известный в театральном мире, талантливый Денис Солнцев.

Наглядно

Следующие показы спектакля: 18 декабря, 17 января.