Цепкие фразочки и самобытный стиль. Как студенты с аутизмом создали мерч для кофейного бренда

Сеть родом из Омска открыла инклюзивную кофейню. Часть её команды - люди с особенностями здоровья. Кто-то занимался оформлением пространства, созданием мерча, а кто-то на протяжении нескольких месяцев готовился подписать трудовой договор. Казалось бы, чего тут готовиться? Но для кого-то это значит чуть больше, чем для большинства. Инклюзия означает, что в обычную повседневную жизнь социума со всеми её бытовыми аспектами включены люди, имеющие особенности физического или ментального развития. Однако по-настоящему инклюзивны далеко не все проекты и инициативы, которые так заявляют о себе. "Все любят кофеёк попивать" Совсем скоро, 10 декабря, отметит 11-летие петербургский благотворительный фонд "Антон тут рядом" , о незапланированном появлении которого "Омск Здесь" подробно рассказывал со слов основательницы, режиссёра Любови Аркус. Организация не впервые сотрудничает с разными бизнесами и инициативами, преследуя главную цель - помогать людям с расстройствами аутистического спектра (РАС) реализовать свой потенциал (а он есть у каждого человека), стать частью общества, а обществу - увидеть личностные и творческие ресурсы таких людей. Коллаборации помогают получать средства на поддержку студентов - именно так обращаются к тем, кого сопровождает фонд - в проживании, трудоустройстве, творчестве. Многие люди, незнакомые с внутренней кухней проекта, узнают сначала о мерче, а потом уже - где и кем он создан. Одна из недавних реализаций - в подмосковных Химках. Место, отвечающее принципам инклюзии, постарались создать в кофейне Skuratov Coffee. Поэтому во многом его концепцию определяли не маркетологи. - Во-первых, это возможность поработать над новой интересной задачей. Художникам [студентам фонда] ещё раз и по-новому реализовать себя в творчестве и искусстве, - прокомментировала "Омск Здесь" новую коллаборацию директор по социальному предпринимательству БФ "Антон тут рядом" Юлия Зубцова. - Во-вторых, это новый заказ, который поможет фонду собрать средства для работы проектов помощи детям и взрослым с аутизмом: это и инклюзивные мастерские, где взрослые с аутизмом могут учиться, находить любимое дело и друзей, и другие программы - консультации специалистов, сопровождаемое проживание, помощь юриста. А если коллекция будет возобновляться, получается, помощь фонду тоже будет возобновляться <...>. Так ещё больше людей узнают о фонде, аутизме и инклюзии. Началось всё со стены. Студентам фонда, аутичным взрослым, предложили придумать графику для росписи новой кофейни. Провели мастер-классы, и несколько авторов подключились к проекту: Ксения Мелехина, Антон Флеров и Сергей Тиснек. Следом возникла идея сделать по мотивам этой графики мерч. Так появились стикеры и стаканы, которые сделали в керамической мастерской фонда. Всего в организации 13 инклюзивных мастерских, включая швейную, столярную и даже переплётную, в которых встречаются художники с аутизмом и мастера без особенностей развития. Отдельно стоит упомянуть студента Дениса Сироткина. Он стал автором иллюстрации про приём Геймлиха (первая помощь при удушье, например, если человек подавился), которую тоже разместили в кофейне, и цитаты-гирлянды "Все любят кофеёк попивать", ставшей основным теглайном коллаборации. Купить капсульные предметы можно только офлайн, но в онлайне у фонда есть много любопытного - и на сайте организации, и на маркетплейсах. "Как поживают твои нравоучения?", "Обречённо жизни радуюсь", "Главное - не мракобесить", "Каждый всегда имеет право быть похожим на себя", "Жизнь - это когда живёшь нормально". Разве с этим поспоришь? Человек с аутизмом - без масок и навязанных ролей. Это не болезнь, гласит принцип фонда, а особенность развития. Возможно, поэтому фразы, однажды сказанные студентами, так цепляют и потому активно используются в мерче, одежде, аксессуарах, сувенирах. Выполнены они, к слову, фирменным леттерингом, автор которого - уже упомянутый художник с РАС Сергей Тиснек. "Так хочу работать, что не могу" В Омске у кофейной сети есть пример инклюзивного трудоустройства. В заведении на Иртышской набережной получил работу 28-летний Ринат. "Я почувствовала, что мой сын такой же, как все", - делилась с нами его мама . Спустя год, как уточнили "Омск Здесь" в компании, видно, что молодой человек адаптировался и к коллегам, и к процессам и даже заглядывает на корпоративы. В команде отмечают его позитивность. Возможность работать наравне со всеми сложно переоценить. Да, не у всех выходит полный рабочий день или не выходит совсем. Бывает, что всё ломается из-за непрошенной заботы, как это случилось с молодым человеком с синдромом Дауна, и он сам будто стал "гадким утёнком", которого играл на сцене. Бывает, случаются настоящие победы. "Антон тут рядом" рассказывал, как одна студентка сначала устроилась на два рабочих дня в неделю, а потом стала старшим менеджером отдела кадров с премией и бонусами. Работают специалисты и с работодателями, подсказывают, что делать в той или иной ситуации. - Благодаря работе люди с инвалидностью доказывают самим себе, что могут приносить пользу обществу, обеспечивать свой быт, сепарироваться от родителей, - отметила в разговоре с "Омск Здесь" эксперт по поддерживаемому трудоустройству БФ "Лучшие друзья" Маргарита Мягкова. - При помощи работы происходит развитие. У нас был случай, когда трудоустроили девушку стикеровщицей. Сначала ей очень сложно давалась работа, но со временем она втянулась и почти сравнялась по скорости со своими коллегами без инвалидности. У неё даже речь улучшилась и осанка. Потом, правда, началась пандемия, организацию закрыли и весь прогресс этой девушки превратился в регресс, но это только доказывает, что работа необходима. Московский благотворительный фонд "Лучшие друзья" помогает людям с нарушениями развития и интеллекта получить навыки для самостоятельной жизни, защиты своих интересов, а ещё дарит возможность найти друзей. Поэтому в числе программ, например, формирование дружеских отношений со студентами вузов и пользователями онлайна, поддерживаемое трудоустройство. Но инклюзивное трудоустройство - это не просто красивое словосочетание, подчеркнула Маргарита Мягкова. Ему предшествует долгая подготовка. Сначала ребята с запросом найти работу приходят на мотивационное интервью, потом - курс по профориентационным занятиям, где обсуждается работа в теории и пробуются разные виды деятельности на практике. В процессе занятий становится понятно, у кого какие навыки лучше проявляются. Сотрудники наблюдают, изучают характеры. С теми, кто хочет и может работать, идут на профориентационные экскурсии в организации, с которыми поддерживается сотрудничество. Если всё складывается - есть повод порадоваться. Начиная с марта 22-летний Георгий, 27-летний Иван и 37-летний Константин, прежде чем выйти на работу в Skuratov Coffee, знакомились с процессами и оборудованием для приготовления кофе и сиропов, стажировались на протяжении трёх месяцев, и наконец получили трудовые договоры. Работа по адаптации, обучение, разумеется, потребовались и для остальной части команды. - Мы трудоустраиваем только на открытый рынок труда. Работа на равных с людьми без инвалидности - в этом смысл инклюзии: когда человек включён в общественный процесс. Это сложно, долго, но важно, - добавила эксперт. - Из наших ребят мы выбрали тех, кто потенциально мог бы работать в кофейне исходя из их интересов, возможностей, места жительства и наших наблюдений за ними. До этого они стажировались в другой кофейне 3 месяца, так что уже знают, как и что готовить. Но о результате их работы можно будет судить спустя какое-то время. Мы всегда боимся делать поспешные выводы. "Сердца слишком много не бывает" Обычно родители боятся даже дунуть на ребёнка с расстройствами развития, признавалась основатель фонда "Антон тут рядом" Любовь Аркус. Тем более на взрослого - лишь бы он не кричал. Поэтому, по её словам, чаще всего они ничего не делают до 18 лет. Но делать стоит, а единственным стимулом к обучению является контакт, коммуникация. Благотворительным фондам, желающим немного изменить мир в сторону человеколюбия, в свою очередь, стоит пробовать разные формы взаимодействия с обществом. - Сейчас всё чаще некоммерческие организации (НКО) и бизнес реализуют креативные коллаборации и совместные просветительские проекты. Кажется, без этого уже никуда: фонды заинтересованы в том, чтобы социальные проблемы, с которыми они работают, становились более видимыми. А организации находят в таких проектах не только возможность заявить о собственных благотворительных программах, но и дополнительную мотивацию: усилить HR-бренд, привлечь новую аудиторию, - пояснила директор по внешним коммуникациям БФ "Антон тут рядом" Лада Ефимова. Если НКО только начинает думать о совместных проектах с бизнесом, специалисты рекомендуют начинать с небольших локальных проектов. Так начинали и они сами: акции с соседями по району, небольшие заказы для друзей и маркеты для 100-200 человек. А теперь стали большой экосистемой с программами для студентов, родителей, волонтёров и бизнес-партнёров, готовых к инвестициям в прокачку сердечной мышцы и человечности. Насколько история про зёрна неравнодушия пришлась по вкусу столичным потребителям кофейных напитков, судить пока рано. Но если эта бизнес-инициатива найдёт отклик, возможно, чуть больше людей будут попивать кофеёк и радоваться жизни уже не обречённо.

Цепкие фразочки и самобытный стиль. Как студенты с аутизмом создали мерч для кофейного бренда
© Омск Здесь