В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» работает выставка «Сергей Андрияка. Памяти мастера акварельной живописи». Там представлены картины, написанные самим художником, а также учениками Школы акварели, созданной им в 1999 году. Кроме того, можно увидеть работы дочерей мастера — Софьи, Марии и Елизаветы, а еще его отца Николая Андрияки.
«На поле Куликовом. Вечная память» (1982)
Сергей Андрияка был выпускником Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова. Он защитил диплом в 1982 году, представив историческую картину «На поле Куликовом. Вечная память». На ней есть изображения икон — герои совершают нечто вроде крестного хода, но использовать религиозные мотивы молодому художнику в те времена было довольно рискованно. Однако ректор разрешил Сергею Николаевичу попробовать.
Будущий мастер очень много думал тогда о духовности, вечности, скорби по ушедшим навсегда близким — все это он и пытался отразить на своем масштабном полотне. Писал много и вообще отличался поразительной работоспособностью: мог заниматься картинами постоянно, прерываясь только на трех- или четырехчасовой сон.
Создавал «На поле Куликовом. Вечная память» Сергей Андрияка долго, вдохновение искал в таких произведениях, как «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Многие герои здесь — настоящие: маленького ребенка, например, он писал со своей жены Дарьи в детском возрасте. Кроме того, художник изобразил на картине лица многих знакомых — разумеется, с их разрешения.
«Цветы и фрукты» (1995)
Предметы для своих многочисленных натюрмортов, точное количество которых назвать трудно, Сергей Андрияка каждый раз собирал долго и тщательно. Впрочем, писал он их тоже долго — и ничего из того, что попадало в композицию, трогать было категорически нельзя.
«Цветы и фрукты» художник создал практически сразу после венчания с супругой. На картину попали все цветы, которые им подарили, а фрукты он купил на рынке. В то время молодая пара жила в съемной квартире, и места там было очень мало. О собственной мастерской думать не приходилось, и огромный холст с натюрмортом, еле помещавшийся в комнате, стоял так, чтобы по ней получалось передвигаться.
Чтобы композиция не пострадала, фрукты и цветы оставались ровно теми же — Андрияка их не менял, даже когда они начинали портиться. Художник вспоминал, как целый рой мошек вился возле обеденного стола, на котором располагалась натура для натюрморта, стоически терпел, но результат того стоил. «Все это кажется сегодня свежим, только что разрезанным, съедобным и красивым», — говорил мастер.
«Розы в целлофане» (2014)
Сергей Андрияка очень любил цветы. Как только начинался теплый сезон, соседи по даче, зная о его страсти, готовы были принести ему все, что только у них расцветало, — в надежде, что именно их букеты послужат мастеру источником вдохновения.
Однажды на юбилей друг подарил Сергею Николаевичу огромный букет роз. Они были завернуты в целлофан, а количество цветков равнялось числу прожитых лет. Букет поставили в ведро: вазы подходящего размера просто не нашлось. Художник был очарован розами и решил тут же их написать. Ведро прикрыл этим же самым целлофаном и увидел, как красиво получилось. На холсте мастеру удалось доподлинно передать все характерные блики — он остался доволен.
«Соловецкий монастырь. Крестный ход» (2016)
Русский Север и Соловецкие острова — еще одна большая любовь Сергея Андрияки. Так получалось, что на протяжении долгого времени художник приезжал туда только летом, но очень хотел увидеть знаменитые Соловки и зимой. В 2016 году мечта сбылась — в результате появилась картина «Соловецкий монастырь. Крестный ход».
Работа отчетливо делится на оттенки: холодный синий цвет ночи, звездное небо, величавый каменный монастырь, застывший в снегу, и как бы в противопоставление этому — крестный ход с отдающими жаром зажженными свечами. Впереди идут обычные, смертные люди, а замыкают шествие святые — и это тоже отражает размышления художника о вере.
«Сирень» (2018)
Из всех цветов Сергей Андрияка больше всего любил сирень. История появления одной из картин, где запечатлено это нежное растение, очень трогательная.
Однажды Дарья Витальевна ехала в электричке с дачи и увидела, какую потрясающую сирень везет сидящая неподалеку женщина. Она попросила продать цветы, но попутчица отказалась — объяснила, что это подарок внуку. Однако Дарья Витальевна не сдавалась. «Понимаете, — сказала она, — это для художника, который очень любит сирень». Женщина спросила, кто же он, и, когда услышала имя, настроение ее тут же переменилось: «Какое совпадение! Это же наш любимый художник!»
Тем же вечером Сергей Андрияка получил в подарок целое ведро великолепной сирени — та женщина отказалась брать деньги за цветы, а сирень теперь увековечена на картине.
«Зеленое» Елизаветы Андрияки (2023)
Отдельный зал на выставке посвящен картинам дочерей Сергея Николаевича, тоже профессиональным художницам. Старшая, Елизавета, в 2018 году окончила Академию акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, а сейчас преподает там на кафедре рисунка, живописи и изящных искусств. Студентов Елизавета Сергеевна обучает академическому рисунку, акварельной живописи и композиции, но сама больше всего любит писать портреты.
Одна из ее работ называется «Зеленое» — это портрет сестры Марии, которая позировала на мастер-классе в Александрове (Владимирская область). Задача стояла определенная: «Мне нужно было совместить на этом полотне, выполненном в зеленых тонах, декоративное, живописное и реалистичное», — рассказала Елизавета. Художница отметила, что работать с сестрой — одно удовольствие: у нее особенная пластика.
«Перед дождем» Марии Андрияки (2023)
Мария тоже училась в Школе акварели Сергея Андрияки. Несмотря на юный возраст (ей всего 21 год), она частая участница разнообразных выставок в России и других странах, ведущая мастер-классов для детей. Мария очень любит путешествовать, и после одной из поездок в Сочи родилась картина «Перед дождем». По словам художницы, горы всегда ее завораживали: «В этом пейзаже есть воздух, неповторимая красота».
При создании этой работы — впрочем, и других тоже — она не забывала про один из главных принципов, о которых ей рассказывал отец: светлое надо выписывать на темном, а темное — на светлом.
«Анзер» Софьи Андрияки (2024)
Как и сестры, Софья окончила Школу акварели Сергея Андрияки, а сейчас занимает должность проректора Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
Вместе с отцом художница ездила на Соловецкие острова. Это место с его непростой историей вдохновляло ее не меньше, чем Сергея Николаевича. Серия «Соловецкий архипелаг» стала дипломной работой. Полотно «Анзер», входящее в нее, состоит из трех частей, которые Софья Андрияка писала целый год.
В том, что «Анзер» выполнен в осенних тонах, художница видит определенную символику. Красную листву она сравнивает с пятнами крови людей, пострадавших за веру, а птиц и лодки на воде — с их душами. Но на картине можно разглядеть радугу — как завет того, что все они получат вечную жизнь.
Выставка открыта до 9 февраля 2025 года. Вход по билету в музей-заповедник.