Эрмитажу - 260.  За сохранностью полотен итальянских мастеров почти четверть века следит Зоя Купцова. В чем секрет преданности профессии?

7 декабря Государственному Эрмитажу исполняется 260 лет. Коллекцию самого крупного музея России начала формировать императрица Екатерина II. Сейчас в 365 залах размещаются более трех миллионов произведений искусства, а работают в музее более двух тысяч сотрудников. Одна из главных музейных профессий хранитель. Что и как они хранят, выясняла корреспондент «МИР 24 Анастасия Глебова.

Эти шедевры Франческо Граначчи публика Эрмитажа видела разве только в альбомах. Благодаря хранителю Зое Купцовой работы флорентийца, творившего в XVI веке, станут частью новой выставки. Правда, на ее подготовку уйдет, возможно, не один год.

«Это гигантская работа. Сотруднику нужно договориться со всеми службами Эрмитажа, составить план выставки. Добиться максимального коммуницирования с разными отделами, придумать тексты, концепцию выставки.

Такой колоссальный труд. Например, прежде чем эта икона заняла свое место в зале Эрмитажа, ее реставрировали 12 лет. За каждым этапом следила Зоя Купцова. Она пришла в музей почти 25 лет назад после исторического факультета Петербургского университета. Еще студенткой знала: будет работать только здесь. Водила экскурсии, читала лекции, была лаборантом и только потом стала хранителем.

«Большой музей, и он требует такого очень медленного разгона. Потихоньку набираешь обороты, погружаешься, постигаешь, изучаешь. И невозможно потом резко сменить место работы, потому что ты только-только освоился. И сейчас у меня ощущение, что прошло не 25, а чуть меньше лет.

За эти годы через ее руки прошли сотни полотен итальянских мастеров, а главными «спутниками стали художники с Апеннинского полуострова.

«И они превращаются уже не в единицы, а в друзей, знакомых. Ты помнишь инвентарный номер, полку, на которой лежит, размер и т. д., отметила Зоя Купцова.

А друзей принято защищать. Например, «Мадонна во славе кисти Росси Фиорентино, которую в музее часто называют самой страшной картиной Эрмитажа, хранитель полюбила всем сердцем.

«Мне совершенно не кажется эта работа уродливой. И я знаю, что молодой человек, который стоит внизу картины, и мы его видим со спины сверху и видим его голову, это Давид Микеланджело, сказала Купцова.

За хрупкими плечами Зои Купцовой крупные выставки Рафаэля, Леонардо да Винчи и еще десятки небольших.