Алиса Фрейндлих отмечает юбилей: Коллеги и зрители не перестают восхищаться ею
В театре она начинала, играя мальчишек, в кино - с крохотных ролей, вроде буфетчицы в "Полосатом рейсе". Но стала той, кого по праву называют "национальным достоянием". Она уже несколько десятилетий - любимица страны и у многих поклонников актрисы сохранились ее старые фотографии, которые продавались в киосках "Союзпечать". 8 декабря нашей "мымре", нашей Анне Австрийской исполнится 90 лет. В день юбилея "РГ" публикует монологи о прекрасной актрисе Алисе Фрейндлих.
Владимир Котт, режиссер, Алиса Фрейндлих сыграла в его фильме "Карп отмороженный":
Встреча с Алисой Бруновной для меня - это как большое путешествие. Знакомство наше состоялось дома у Алисы Бруновны. Помню, как мы сидели у нее на кухне, болтали, и у меня было ощущение, что я нахожусь в каком-то родном месте. Слушать Алису Бруновну было безумно интересно, все-таки за плечами такая насыщенная жизнь. Потом, уже во время съемок, после работы мы встречались - оператор Михаил Агранович, Марина Неелова, сыгравшая главную роль, Алиса Бруновна. Я всегда умолкал и слушал их воспоминания о том, что, с одной стороны, ушло, а с другой - осталось в их сердцах.
Алиса Бруновна меня удивила своим подходом к делу. Честно говоря, это единственная актриса за много лет моей работы в кино, кто приходил на съемочную площадку с тетрадкой, где была выписана ее роль, до последней реплики. Причем любопытно: сцену снимем - она ее вычеркнет из тетрадки. Удивительный для нашего времени подход.
Еще Алиса Бруновна обладает удивительным свойством - она не может играть с холодным сердцем, она всегда старается получать от роли все и дает роли тоже все. Изначально в "Карпе отмороженном" ей предлагали главную роль доброй, порядочной учительницы, которая решила организовать собственные похороны, чтобы не мешать планам занятого сына. Но Алиса Бруновна отказалась, сказав, что уже играла нечто подобное. Зато обратила внимание на роль второго плана соседки главной героини - ей было интересно сыграть эксцентричную старуху-матерщинницу, которая всех "бомбит". Потрясающе - насколько она предана своей профессии и хочет пробовать что-то новое для себя.
Сергей Мигицко, партнер Алисы Фрейндлих по театру им. Ленсовета:
Я до поступления в ленинградский театральный институт видел Алису Бруновну лишь в "Полосатом рейсе", где у нее маленькая роль буфетчицы. И, конечно, я и представить не мог, насколько она блистательная театральная актриса. Питерские театралы-старожилы должны помнить эти спектакли - "Дульсинея Тобосская", "Укрощение строптивой", "Ковалева из провинции", "Спешите делать добро". Она играла Сонечку Мармеладову в "Преступлении и наказании". Она могла играть абсолютно все, даже маленького мальчика - еще совсем недавно она выходила на сцену в роли двенадцатилетнего Оскара. Этот спектакль "Оскар и Розовая дама", где Алиса Бруновна играет и умирающего мальчика и вдохновляющую его сиделку - шедевр. Счастье, что он сохранился на пленке, и люди могут сегодня восхищаться этой работой Алисы Бруновны.
А ведь еще был и Малыш в знаменитом спектакле Ленсовета "Малыш и Карлсон". Я буквально влюбился в Алису Бруновну, увидев ее в этой роли. Через полгода обучения мы в день рождения Игоря Петровича Владимирова (художественный руководитель театра им. Ленсовета в 1960-1999 гг., мастер курса С. Мигицко - прим. "РГ") всем курсом пришли к нему в кабинет и исполнили поздравление. Шеф был доволен, а Алиса Бруновна поинтересовалась, кто автор этого поздравления? Узнав, что это я, она сказала: "Мигицко, проси все, что хочешь". Я попросил спеть песню Малыша из спектакля "Малыш и Карлсон". И она спела - для меня.
Алиса Бруновна была нашей курсовой мамой, так мы ее называли, потому что папой был Игорь Петрович Владимиров. Она очень живо нами интересовалась - смотрела все наши зачеты, экзамены и так далее. Всегда делала какие-то замечания, что-то советовала.
Потом, когда я уже был принят в труппу театра Ленсовета, я всегда поражался ее высочайшей дисциплине на сцене. Более того, она, не будучи режиссером, следила за всем спектаклем, за его движением. Театр был потрясающий, в нем работали очень яркие артисты, но Алиса Бруновна была безусловным лидером, главной электростанцией. На самом деле это сравнение не случайно. Я когда смотрел на эту маленькую, хрупкую женщину, всегда поражался, откуда она берет силы? К какому мощному трансформатору она подключается, что ее энергией подпитывается целый зал?
В общем, что говорить, Алиса Бруновна - наше национальное достояние…
Михаил Боярский, партнер Алисы Фрейндлих по театру им. Ленсовета, также снимались вместе в таких кинохитах как "Соломенная шляпка", "Д"Артаньян и три мушкетера"
Алиса Бруновна - профессионал самой высшей пробы. Таких в Петербурге не так уж много. Были Мравинский, Товстоногов, Аникушин, Луспекаев. И есть - Алиса Фрейндлих. Это и украшение города, и атланты, которые держат культуру города на своих плечах. Самое главное, что есть в городе - это люди. И Петербург любят не только потому, что он - красив, но потому что в нем живут такие люди, как Алиса Бруновна.
Фамилия у нее хорошая. Фрейндлих в переводе с немецкого - "дружелюбная". И Алиса Бруновна дружелюбна, вежлива, тактична. И очень мужественный человек, ей довелось немало ударов взять на себя. Я уже не говорю про голодное блокадное детство.
Она немало снималась в кино, но она создана для театра. У Алисы Бруновны потрясающая школа, вкус, замечательный, совершено уникальный голос. Ей доступны любые жанры. Она всегда была работоспособна и педантична. Не упускает ничего, что может пойти на пользу роли - грим, костюм, походка. Общение, книжки, которая она читает, места, по которым ходит - все в копилку роли. Как паук она плела паутину, чтобы в нее заманить все тонкости образа, который создает, чтобы ничего не упустить. А в итоге получался шедевр.
… Я помню ее одну из первых ролей в театре (театр им. Комиссаржевской - прим. "РГ"), в спектакле "Светите звезды" (1957 год, театр им. Комиссаржевской - прим. "РГ"). Она играла беспризорного мальчишку - и это уже была потрясающая работа. Работать с Алисой Бруновной - и удовольствие, и ответственность. Каждый, кто находился рядом с ней на сцене, пытался, по крайней мере, приблизиться к тому идеалу, которым является Алиса Бруновна. И уж, конечно, смотреть на нее в театре - эстетическое удовольствие, которое можно сравнить с посещением Эрмитажа. Потому что такой второй у нас нет. Она достояние не только Петербурга, но и всей страны.
Лариса Луппиан, художественный руководитель театра им. Ленсовета, выпускница первого курса И.П. Владимирова, коллега Алисы Фрейндлих по театру им. Ленсовета:
Когда произносишь ее имя, мне в первую очередь вспоминаются ее роли, которые она играла в 70-е годы, в нашем театре. Это были и в самом деле великие роли - "Укрощение строптивой", "Люди и страсти", "Дульсинея Тобосская", "Человек со стороны", "Малыш и Карлсон". Я, кстати, когда в первый раз увидела ее в роли Малыша, я была уверена, что это настоящий мальчик играет - такая феноменальная достоверность, веришь безоговорочно всем этим переживаниям Малыша по поводу одиночества, его мечты о щенке. Все это было очень трогательно и западало в душу. И совсем другой Алиса Фрейндлих была в хулиганской роли строптивой красавицы Катарины в шекспировской комедии "Укрощении строптивой" - она потрясающе исполняла зонги Геннадия Гладкова. Собственно, благодаря тому, что Алиса Бруновна прекрасно пела, Игорь Петрович Владимиров и стал делать у нас музыкальные спектакли. Я считаю, что он первым в России взялся за этот жанр, а Марк Захаров уже пошел по его стопам.
Мне повезло еще совсем юной актрисой участвовать с Алисой Бруновной в знаменитых ленсоветовских постановках. Я всегда стояла за кулисами и наблюдала за игрой Алисы Фрейндлих - это было и удовольствие, и потрясающая актерская школа. И, кстати, сама она охотно помогала нам. Помню, когда я играла деревенскую девочку в спектакле "Нашествие", Алиса Бруновна написала мне транскрипцию, на каких буквах окать-акать. Так что благодаря ей я освоила народный говор.
Алиса Бруновна вообще очень участвовала в нашей жизни. Помню, когда молодые артисты получили комнаты (тогда государство давало жилплощадь), Алиса Бруновна с Игорем Петровичем объезжали нас с подарками - со всякими вениками, средствами для мытья, с посудой. Потом и с рождением детей поздравляли. Вообще в то время театр был настоящим "домом", и мы ощущали себя одной большой семьей.
Андрей Шарков, актер, партнер по АБДТ. им. Товстоногова:
90 лет… Цифра, конечно, ошарашивающая, естественно, для любого человека. Но ведь самое важное: не сколько прожить, а как прожить. И в этом смысле, конечно, не перестаешь восхищаться той жизнью, которой живет Алиса Бруновна - столько любви, столько радости она дала миллионам зрителей. Я просто умирал от любви к Алисе Бруновне, когда смотрел спектакль "Люди и страсти", а я ходил несколько раз на него и все ради Алисы Фрейндлих. Билетов было не достать, и один раз мне пришлось смотреть его стоя. А ее монолог Марии Антуанетты, которую везут на казнь? Я вот сейчас говорю, а внутренне слышу скрип телеги, стук лошадиных копыт и такой характерный голос Алисы Бруновны - это же что-то сумасшедшее! К счастью, этот монолог записан на пленку, его можно найти в интернете. Я могу его пересматривать бесконечно. А тогда, в юности, я и помыслить не мог, что окажусь с Алисой Фрейндлих на одной сцене!
Она требовательный человек - и к себе, и к другим. Особенно, когда дело касается профессии. Помню, на репетиции одного спектакля я должен был прочесть письмо одного из персонажей пьесы, и мне почему-то не удавалось это сделать так, как хотел режиссер. И Алиса Бруновна даже сорвалась: "Ну что же ты не можешь прочесть это письмо, в конце концов!" Я был ужасно расстроен: думал, все, я на плохом счету у Алисы Бруновны. А через много лет она мне сама сказала, что хотела, чтобы я участвовал в спектакле "Лето одного года", в котором она играет вместе с Олегом Валерьяновичем Басилашвили, а меня не отпустили, потому что был занят в других репетициях. Услышав эти слова, у меня от души отлегло: значит, она не держит меня за самого плохого артиста. Понимаете, ее профессиональное мнение - невероятно дорогого стоит.
И я понимаю, когда ее имя - любимицы страны, - хотят использовать в каких-то политических или коммерческих целях. Но это все не ее - она полностью погружена в искусство. А какая сила духа! Никогда не слышал, чтобы она жаловалась на что-то - на дела или здоровье. И покоряет жажда жизни, безусловно, ведь иначе Алиса Бруновна не выбралась бы из тяжелейшего ковида.
... Помните, была когда-то передача-интервью "Урмас Отт с…"? И мне как-то запомнился удивительный контраст - вот он беседует с одной очень известной актрисой, а через какое-то время с Алисой Бруновной. Господи, у первой собеседницы Отта были сплошные ужимки и прыжки, так ей хотелось всех покорить. И совсем другое дело Алиса Бруновна, которая так просто рассказывала про свою жизнь, про блокадное детство, про отношения с семьей, с мужем. Это было очень трогательно. И в этом вся Алиса Бруновна - в спокойном достоинстве, с которым она идет по жизни.
Варвара Владимирова, дочь Алисы Бруновны Фрейндлих и Игоря Петровича Владимирова, актриса:
Ни в раннем детстве, ни в школьные годы я никогда не ощущала, что брошена, что мне не хватает маминой заботы - несмотря на ее сумасшедшую занятость в то время. Конечно, вначале Алисе Бруновне помогала ее мама, но, к сожалению, бабушка умерла ровно за день до моего трехлетия, и в нашем доме появилась еще одна Варя, нас так и называли Варвара-большая и Варвара-маленькая. И Варя была помощницей мамы по хозяйству, а заодно и за мной присматривала лет до 10. А потом я после школы все время пропадала в театре Ленсовета. Уж не знаю, мешала ли я там кому-то, но театр, мамина гримерка - это был мой второй дом. И когда мама была на сцене, я все время пряталась где-нибудь за кулисами. Помню, шел спектакль "Пятый десяток", я его очень любила по той простой причине, что ближе к финалу была очень вкусная, в буквальном смысле, слова сцена - Алиса Бруновна и Леонид Дьячков так вкусно ели горячую, только что сваренную картошечку, что я с нетерпением ждала, когда же ее унесут за кулисы и тогда уже я смогу полакомиться.
У мамы, кстати, совсем не было времени кашеварить, но если она за что-то берется, то делает все очень вкусно. И в чем мама настоящий специалист - это грибы. Она замечательно варит грибной суп, прекрасно солит и квасит грибы, именно квасит, как ее учила бабушка. И мама ориентируется исключительно на старинные кулинарные книги, вроде Елены Молоховец.
Вообще, мама умеет все - вся наша родня была хозяйственная, у всех золотые руки. Вот и мама, например, великолепно шила. Причем шила и на своих героинь в театре, делала какой-то реквизит. А еще она прекрасно штопала. Да, сегодня звучит, конечно, довольно нелепо - народная артистка, любимица страны штопает носки. Но ведь это было. Если носок порвался, не выкидывать же его. Или колготки, которые были в дефиците. Более того, когда я уже вышла замуж, и надо было что-то подшить, зашить на костюме мужа, я эти вещи носила маме. Мы привыкли так жить - мама всегда была очень простым человеком. И она это в себе сохранила, таким простым человеком и осталась...
Никита Владимиров, внук Алисы Фрейндлих, режиссер:
У нее, как минимум, можно научиться отношению к своей профессии. Я знаю много артистов, даже очень известных, которые не то, что не готовятся, они не учат свой текст. Они стоят перед камерой, и им его или подкидывают по фразе, или говорят в наушники. Лично я считаю это предательством профессии. И какой-то жизненной несправедливостью, что таким людям достается слава, деньги. А им просто фортануло. А есть моя бабушка, которая не только знает текст до запятой. У нее на одной странице выписаны слова ее героини и слова партнера. Повторюсь - партнера. А соседняя страница исписана комментариями, как это играть. Недавно она снималась в одном проекте в эпизодической роли. У нее было всего три фразы. И к этой съемке бабушка готовилась пять дней! Она ходила в библиотеку, в театральный музей, искала книжки по истории костюма. Я не пою Алисе Бруновне дифирамбы, потому что она бабушка. Нет, она потрясающий профессионал. И она настолько перфекционист, что всегда посвящает себя только одному делу - она не разрывалась, не руководила театром, фондом, строительной компанией, не была депутатом, только одно дело! Всю жизнь! Поэтому такие успехи! И в случае с бабушкой сложилось счастливо, что судьба наградила ее за эту верность профессии успехом и любовью зрителей. Я видел, как люди, подходя к Алисе Бруновне, плачут. И этот невероятный щит любви и уважения к ней, как будто ее ограждает, и никакая бесовщина, никакие негодяи, интриганы не могут к ней пробиться. И она продолжает жить по заповедям, не предавая себя.