«Бронескорая», робот-реаниматор: как теперь спасают людей на СВО
Последние три года в РФ растет количество жертв чрезвычайных ситуаций. По данным Федерального центра медицины катастроф, в 2023 году при ЧС погибли 4500 человек, еще 9200 пострадали. В первую неделю декабря в столичном «Экспоцентре» проходит «Российская неделя здравоохранения». Там, в частности, обсуждаются проблемы и достижения в сфере экстренной медпомощи. Корреспондент NEWS.ru побывал на форуме-выставке и узнал, что нового создали медицинские компании для спасения людей, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях и в зоне проведения СВО. Подробнее — в материале NEWS.ru.
Бронированная скорая для спасения людей в зоне СВО
В павильоне «Экспоцентра» стоит несколько машин скорой помощи всех возможных видов — легковые, фургоны, «каблучки». В целом ничего необычного, пока не заметишь на капоте одной из них надпись «Бронированная». Эту модель представила нижегородская компания «Промтех». Машина собрана на базе белорусского МАЗ-3650. Ее главная особенность — защита по классу БР-3 с толщиной стального листа 4,3 миллиметра. Прямое попадание дрона такая скорая не выдержит, зато спокойно перенесет осколки и автоматную очередь.
На российских дорогах пока ездит только одна такая машина: два года назад ее купила Ростовская клиническая больница. А представленный в «Экспоцентре» вариант планируют передать ГКБ № 1 имени Пирогова в Москве.
«Она (та, что в Ростовской области. — NEWS.ru) вдоль границы ездит. Там же, бывает, дроны летают — вот поэтому она (бронированная скорая. — NEWS.ru) и нужна. Был всплеск заказов, когда произошли известные события в Курской области. Сразу четыре региона захотели [купить] по 10 наших машин. Но как только стало поспокойнее, они передумали», — посетовал представитель «Промтеха».
Правда, он признал, что первая версия вышла «не очень». Нервно усмехнувшись, мужчина рассказал, что заказчик возвращал машину на доработку, после чего модель модернизировали.
Передвижная «больница», которая колесит по Донбассу
У дальней стены павильона «припаркован» прицеп для фуры. Одну его половину занимает пока что единственный в России передвижной аппарат КТ, а другую — дизельный генератор и другие системы, обеспечивающие питание прибора.
«Это тренд, медицина идет к людям», — говорит Сергей Горобец, гендиректор подмосковной компании Medcar, которая презентует аппарат.
Он напоминает, что сегодня диагностика стоит недешево, далеко не все медучреждения могут позволить себе купить КТ, поэтому жители отдаленных населенных пунктов вынуждены ездить на обследования в районные больницы. Разработка Medcar избавляет их от этой необходимости.
Впрочем, у компании достаточно широкая линейка передвижных медицинских модулей: это фельдшерско-акушерские пункты, фургоны для профилактических осмотров, пункты вакцинации, мобильные стоматологии, офтальмологии и женские консультации.
«Все, что можно поставить на колеса, — это и есть телемедицина», — отмечает Горобец.
Такие машины вполне могли бы пользоваться успехом в новых регионах страны, предполагает корреспондент NEWS.ru, но ошибается. По словам Горобца, сегодня в ДНР есть только один такой передвижной медпункт. А, например, в Херсонской области с этим «все пока еще очень сложно», говорит его коллега. По ее словам, все зависит от оперативной обстановки в регионе.
Зато подобными модулями активно пользуется медицина катастроф. На их базе на месте ЧС можно развернуть целую мини-больницу, объединив отдельные фургоны специальными «рукавами» и установив по периметру пневмопалатки, с гордостью заявляет представительница компании.
Робот для сердечно-легочной реанимации
На выставке представлены и совсем небольшие — но не менее значимые — разработки. Где-то между операционными столами и аппаратами ИВЛ последних моделей затесалась диорама самолета. Это компания-импортер Эlmedica показывает пример медицинского модуля для санитарной авиации. Тут же лежит реалистичный манекен, подключенный к аппарату ИВЛ, монитору сердечного ритма и еще одному устройству, которое автоматически делает ему непрямой массаж сердца. Это прибор сердечно-легочной реанимации (СЛР). Он позволяет обеспечить циркуляцию крови в теле человека и не дать мозгу умереть, когда сердце остановилось. Его используют в случаях, когда воспользоваться дефибриллятором невозможно.
«Как правило, пилоты запрещают применение электроимпульсной терапии в воздухе, потому что она может спровоцировать помехи для авиааппаратуры. Поэтому для пациента, которому срочно понадобились реанимационные мероприятия, единственный выход — это непрерывная сердечно-легочная реанимация», — объясняет представитель компании-производителя корреспонденту NEWS.ru и добавляет, что однажды медики были вынуждены держать пациента на СЛР порядка 12 часов, при этом его мозг не получил никаких повреждений, потому что был обеспечен приток крови.
Дефибриллятор, который научит реанимировать человека
Стенд в центре павильона посвящен полностью отечественным разработкам. Тут двое молодых людей демонстрируют работу российского автоматического наружного дефибриллятора Axion. Такие предлагается размещать в специальных подвесных шкафчиках в общественных местах, например торговых центрах и аэропортах.
«В случае необходимости справиться с ними сможет любой человек», — заверяют представители разработчика.
И действительно, на экране прибора появляется пошаговая инструкция, что нужно делать, чтобы запустить сердце. Но все же пока в России по закону воспользоваться таким устройством сможет только человек, который прошел хотя бы курсы оказания первой помощи.
Специальные одеяла для раненых солдат
Неподалеку на стенде стоит каталка на колесиках, а на ней аккуратно сложены ярко-оранжевые одеяла. Оказалось, что это «устройства обогрева пациентов», разработанные компанией «Медмарин». Внутри они оснащены кабелем из углеродного волокна, а снаружи — дисплеем, с помощью которого можно управлять нагревом. Такие «одеяла» часто покупают больницы для операционных, где обычно довольно холодно. Они используются, чтобы согревать пациентов под наркозом: это позволяет избежать гипотермии и связанных с ней осложнений.
«Одеяло может использоваться для обогрева детей и взрослых пациентов, в том числе во время операции и родов, при транспортировке и в палатах», — сообщили представители компании-разработчика.
В последнее время такие «одеяла» стали закупать и для полевых госпиталей в зоне проведения спецоперации. Для этого у компании даже есть специальная версия продукта в камуфляжной расцветке. Она оснащена аккумулятором, который позволяет ей работать до трех часов без подключения к сети.
Сколько людей гибнет в России из-за ЧС
В России зафиксирован рост смертности людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях (ЧС), заявила на Российской неделе здравоохранения Ирина Гашигуллина, начальник отдела планирования и обеспечения готовности к крупномасштабным ЧС Федерального центра медицины катастроф (ФЦМК). По ее словам, общее число погибших увеличилось с 3900 человек в 2020 году до 4500 в 2023-м.
«Общее количество погибших остается существенным и составляет порядка 35% от всех пострадавших. Основной вклад в структуру смертности при ЧС вносят техногенные чрезвычайные ситуации, прежде всего это ДТП и пожары», — говорит Гашигуллина.
С количеством «пораженных» (то есть всех пострадавших за исключением погибших) ситуация еще более интересная: за период 2020–2023 годов оно выросло с 3200 до 9200 человек. И это притом что с 2019 по 2020 год наблюдалось резкое падение обоих показателей (как числа жертв, так и пострадавших). Это, по словам Гашигуллиной, обусловлено пандемией COVID-19.
«Активность людей снизилась. Все сидели дома, часть предприятий не работала, поэтому сократилось общее количество ЧС. Мы просто вернулись к допандемийному уровню», — объясняет представитель ФЦМК.
Правда, погибших и пострадавших может быть куда больше, признает Гашигуллина. Просто ФЦМК не учитывал данные по случаям, связанным с проведением СВО, чтобы показатели за предыдущие годы оставались сравнимыми.
Читайте также:
«Нельзя говорить «нельзя». Врачи призвали искать общий язык с пациентами
Российские лекарства хуже импортных — это так? Спросили врачей, фармацевтов
«В любую секунду можешь сам лечь рядом»: как врачи спасают раненных в СВО
От аспирина до ибупрофена: как лекарства влияют на водителя, чем опасны