Авторский взгляд молодого режиссера на повесть Гоголя

В Театре Гоголя состоялась премьера спектакля «Записки сумасшедшего». Молодая творческая команда перенесла действие в наши дни и подчеркнула актуальность поднятых классиком тем.

Авторский взгляд молодого режиссера на повесть Гоголя
© Вечерняя Москва

«Записки сумасшедшего» — второй спектакль молодого режиссера Арины Бессергеневой, вошедший в репертуар после лаборатории «Гоголю — 215». Первой осуществленной постановкой стала «Шинель». Обе работы Бессергеневой объединяет тема — маленький человек, раздавленный и униженный регламентированной жизнью на гражданской службе. И в обоих спектаклях действие перенесено в современность — клерки служат в новых комфортных офисах, однако сумасшествие, которое описывает Гоголь, от такого художественного решения кажется еще более вероятным.

Например, в «Записках сумасшедшего» Арсений Поприщин (Евгений Пуцыло) — «не такой», как все. Его движения до болезненности неловки, он заикается и не может разговаривать с начальством, стесняясь самого себя. Его робость, неуверенность в себе патологические, хотя с ними пытается бороться авторитарная мамаша (Ирина Рудницкая). Он нервически выкрикивает при ней девизы о смелости, напоминающие советы современных коучей и тренеров личностного роста, только ситуацию это никак не меняет.

А какие же «все», то есть обычные сотрудники? Рабочее место Поприщина, честно говоря, напоминает ИТ-компанию — стильное помещение, модно одетые сотрудники, и, самое главное, бесконечное стремление дочки хозяина Софьи (Виктория Кизко) построить нетоксичную атмосферу. Одной из ее идей становится зоотерапия, и, поскольку любая ее прихоть выполняется мгновенно и беспрекословно, по кабинетам разгуливает пес (Егор Попов). Но в воспаленном воображении Поприщина пес становится единственным другом, и при этом как будто... Мефистофелем. Он искушает главного героя, обещая ему любовь недосягаемой красавицы, если Арсений все же начнет смело говорить о своих чувствах, и защищаться, если на него нападают.

Финал истории известен. Однако интересно понаблюдать, как режиссер объяснила помешательство героя с поправкой на сегодняшние реалии — здесь есть место и бесконечным испанским сериалам, и представлениям об идеальном отдыхе на берегу моря с коктейлем в фигурном стаканчике. Игра с социальными и культурными кодами здесь не эпатирует, а, наоборот, уместно дополняет спектакль. Благодаря такому решению зрители, особенно молодые, близкие по возрасту режиссеру, точно заметят: «про нас». Но при этом «Записки сумасшедшего» звучат как предостережение и напоминают о том, что у любого, даже самого скромного человека, которому проще простить обидное слово, чем участвовать в конфликте, есть свой предел и своя точка невозврата.

— Самое важное для меня в этом материале — исследование того, как человек перестает бояться быть самим собой, — подчеркнула режиссер Арина Бессергенева. — Практически в каждом из нас живут две личности. Одна всего боится, а вторая думает о том, что надо вести себя жестче, настойчивее. Мы ведь постоянно себя во всем контролируем. Нам сложно адекватно ответить на хамскую реплику. Мы боимся сказать слово «нет». Не можем защититься и забываем про себя и свое сердце. Мне важно, чтобы главный герой смог сделать то, что он хочет, отстоять свою честь и достоинство.

При этом горькая ирония, присущая Гоголю, остается. Застенчивые ужимки обаятельного дурачка Поприщина, его ответы невпопад умилительно смешны, но трагический финал меняет общую тональность спектакля, делая его не комедией, а серьезной драмой, где хеппи-энда не будет. В этом режиссер четко следует литературному произведению.

КСТАТИ

Николай Гоголь написал повесть «Записки сумасшедшего» в 1834 году. Один из петербургских знакомых Гоголя во время чайных вечеров на его квартире подробно, по много часов, рассказывал Гоголю о психологии сумасшедших. Материалы из этих рассказов вошли потом в произведения. Однако психиатры, обратившие внимание на повесть, подчеркивают, что писатель не ставил перед собой цель описать сумасшествие чиновника, а описал убожество нравов и духовности чиновничьей и светской среды.