Чехов гостит у Вахтангова
В Вахтанговском театре режиссер Олег Долин поставил «Ионыча». Сюжет этого рассказа Чехова известен всем со школы, однако двухчасовой спектакль смотришь не отрываясь.
Для тех, кто время от времени начинает испытывать сомнения в благополучном будущем отечественного театра, поход на «Ионыча» в Вахтанговский будет спасительной инъекцией от тревожных волнений. На сцене в этой постановке заняты сплошь молодые вахтанговцы, режиссеру Олегу Долину — 43. Идите не боясь: тут не будет издевательства над сюжетом и перелицовывания классики, никто не перепишет Чехова на свой лад и не выгонит на панель его героиню или героя, не заставит их плеваться и материться. И притом что постановка — глубокий реверанс классике, это еще и дивно современный спектакль, в котором много движений, пластики, скорости и динамики. И музыки море: Чайковский и Рахманинов, Моцарт и Бах сопровождают историю о том, как расплачивается человек за предательство любви.
Режиссура Олега Долина не вызывает вопросов: ты, кажется, все зная, все равно ждешь каждой новой сцены как чуда, сохраняя в душе робкую надежду — а что если героям решили все-таки подарить счастье? Но, увы, нет. Когда еще самому Чехову критики вменяли в вину отсутствие спасительного света в конце тоннеля, Антон Павлович, бесстрастно блистая стеклами очков, замечал, что в жизни так бывает — когда света недостает. Вот и веселая девочка-ручеек Котик, так мечтавшая о славе музыкантки, что оттолкнула великую любовь к ней земского доктора Старцева, и сам Старцев, едва не сошедший с ума от этой любви, но залечивший раны убийством души и поклонением золотому тельцу, обречены на несчастье и несчастны в равной степени. Ася Домская (Екатерина Ивановна, Котик) и Юрий Поляк (Старцев) — те молодые силы театра, которые помогут вам обрести веру в его будущее. Весьма ярким оказался и актерский дуэт Марии Шастиной и Александра Колясникова — они сыграли Туркиных-старших. И ожившие герои романа, сочиненного Туркиной-старшей, графиня и художник (Ирина Смирнова и Павел Юдин) — провокационно-яркое пятно на сцене — появляются неожиданно, добавляя эмоций и перца переживаниям. Это, кстати, единственные выдуманные персонажи спектакля. Но Антон Павлович не осерчал бы, уверена: они не курочат сюжетную линию, а усиливают эмоции.
Финальная сцена поистине пугающая: это уже не доктор, а некий монстр в богатой шубе, чудище с походкой краба. Нет ничего проще убийства любви и собственной души, и не заметишь, как одна растает, другая — очерствеет... Звучит спектакль современно до изумления. Прекрасная постановка, не исключено — хит сезона.