Зеленолужская линия — третья линия Минского метрополитена, которая была открыта для пассажиров 7 ноября 2020 года.
За день до этого, 6 ноября, в открытии зеленой ветки принял участие президент Беларуси Александр Лукашенко.
«Сегодняшний запуск первой очереди новой линии метро — показатель нашей социальной и политической устойчивости, — отметил глава государства на открытии Зеленолужской линии метро.
Действительно, появление третьей ветки метро стало важным этапом в развитии транспортной системы Минска, предоставив горожанам современный, быстрый и безопасный способ передвижения. Линия соединяет юго-западную и северо-восточную части белорусской столицы, разгружая центральные пересадочные узлы и улучшая доступность ключевых районов.
Этот проект символизирует переход Минска на новый уровень инфраструктуры, где учитываются как потребности пассажиров, так и современные экологические и технологические стандарты.
История планирования и строительства
Свое название Зеленолужская линия получила по бывшей деревне Зеленый Луг (сейчас — одноименный микрорайон) в Советском и Первомайском районах.
Еще в 1980-х годах было понятно, что Московская (синяя) и Автозаводская (красная) линии метро в будущем не смогут справляться с пассажиропотоком. Однако строительство третьей ветки откладывалось из-за экономических сложностей, приоритетов других инфраструктурных проектов и нехватки технологий.
К идее зеленой ветки метро вернулись в 2010-х годах, когда белорусская столица столкнулась с проблемой перегруженности метрополитена и наземного транспорта. В 2014 году приступили к подготовительным работам, которые состояли из разработки маршрутов, закупки оборудования и выбора технологии проходки тоннелей.
Строительство линии стало вызовом для специалистов. Были использованы современные тоннелепроходческие комплексы, которые минимизировали воздействие на городскую инфраструктуру.
К 2020 году завершили первую очередь из четырех станций, которая стала одной из самых инновационных частей минского метро.
Первая очередь Зеленолужской линии (2020 год)
7 ноября 2020 года прошло открытие первой очереди Зеленолужской линии. Она состояла из станций «Ковальская Слобода, «Вокзальная, «Площадь Франтишка Богушевича и «Юбилейная площадь.
«Ковальская Слобода — символ ремесленных традиций Минска
Конечная станция Зеленолужской линии метро размещена на пересечении улиц Жуковского и Воронянского.
Станция названа так в память о кузнецах, которые когда-то жили в этом районе. На потолке размещены кованые декоративные конструкции, напоминающие белорусскую вытинанку. Скульпторы — Павел Вайницкий и Мария Тарлецкая. Стены украшены графическими сюжетами (автор графических панно: Марина Жвирбля). Картины нанесены на противоударное стекло.
«Вокзальная — транспортный узел в центре города
Станция Зеленолужской линии расположена между станциями «Площадь Франтишка Богушевича и «Ковальская Слобода.
Является пересадочной на станцию «Площадь Ленина московской линии. Находится рядом с Минским железнодорожным вокзалом и автовокзалом «Центральный, на пересечении улиц Дружной и Вокзальной.
Основной темой станции являются путешествия. В ее интерьере использованы черный, белый и красный цвета. Колонны и боковые части потолка окрашены в белый цвет, центральная часть потолка выполнена в черном, а пол сочетает серый и черный оттенки.
Освещение организовано в виде длинных белых световых линий вдоль колонн, диагональных линий в центре, формирующих бело-красную стрелу, а также концентрических белых кругов на торцевой стене, противоположной входу. Эти линии символизируют дороги, что соответствует близости станции к вокзалу.
На платформе станции «Вокзальная установлена скульптура «Древо дорог. Это работа Александра Шаппо, расположенная рядом с потолочными кругами.
«Площадь Франтишка Богушевича — культурное наследие в дизайне
Станция Зеленолужской линии Минского метрополитена находится под одноименной площадью, между станциями «Юбилейная площадь и «Вокзальная. Она была названа в честь белорусского поэта Франтишка Богушевича.
На торцевых стенах платформы размещены две металлические скульптуры: «Ткацкі станок авторства Алексея Сорокина и Виктора Копача размером 5×6 метров, а также «Кніга беларуская работы Максима Петруля размером 6×6 метров. Обе скульптуры содержат цитаты основоположника новой белорусской литературы Франтишка Богушевича.
На первой скульптуре приведены слова: «Можа, хто спытае: дзе ж цяпер Беларусь? Там, братцы, яна, дзе наша мова жыве: яна ад Вільні да Мазыра, ад Віцебска за малым не да Чарнігава, дзе Гродна, Менск, Магілёў, Вільня і шмат мястэчкаў і вёсак....
На второй — «Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмерлі.
«Юбилейная площадь — символика обновления города
Станция является конечной на Зеленолужской линии Минского метрополитена. Обеспечивает пересадку на станцию «Фрунзенская Автозаводской линии. Располагается на Юбилейной площади, в месте пересечения улиц Сухой и Кальварийской. Эта станция является самой глубокой в Минском метрополитене (20 метров под землю).
Интерьеры «Юбилейной площади создают атмосферу праздника, подъема и торжественности. Этот эффект достигается за счет контрастных цветов (насыщенный красный и белый), а также мягкого и ненавязчивого освещения, встроенного в конструкцию потолка с отверстиями в форме колец разных диаметров. «Кольца света расположены в вестибюле и над центром платформы, в других частях платформы используются точечные встроенные светильники.
На платформе станции установлена скульптура «Солнце, созданная скульптором Максимом Петрулем и архитектором Вячеславом Лапатой. Она изготовлена из нержавеющей стали и представляет собой половину солнечного диска, установленного таким образом, что с определенных точек на платформе кажется полным.
Технические особенности и инновации
Зеленолужская линия Минского метрополитена — это не просто новая ветка метро, а настоящий технологический прорыв.
Поезда оснащены системой полуавтоматического управления, что обеспечивает точность и безопасность. За счет новых технологий шум от поездов почти не слышен. Используются современные системы освещения и вентиляции, что снижает эксплуатационные расходы.
Впервые в Минске были установлены защитные платформенные двери, которые исключают падение на рельсы и снижают шум. Станции доступны для маломобильных пассажиров. Лифты, пандусы и тактильные покрытия делают станцию удобной для всех.
Зеленолужская линия играет ключевую роль в оптимизации транспортной сети города: сокращается нагрузка на пересадочные станции («Купаловская и «Октябрьская), улучшается связь между густонаселенными районами (Малиновка, Лошица, Серебрянка), пассажиры получают прямой доступ к железнодорожному вокзалу и автовокзалу.
Перспективы развития
В 2018 году начаты работы по продлению линии в направлении станции «Слуцкий Гостинец. Протяженность участка второй очереди составляет 4122 метра. Речь идет о трех станциях: «Аэродромная, «Неморшанский сад и «Слуцкий Гостинец.
21 ноября 2024 года первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич побывала на встрече с коллективом Минской печатной фабрики Гознака. Из зала прозвучал вопрос, касающийся запуска новых станций метро Зеленолужской линии.
Конкретная дата открытия пока не названа, однако есть ориентир — декабрь 2024 года.
«Совсем скоро, в декабре. Сейчас станции работают в тестовом режиме. Мы закупили в России 24 вагона. Они удобные и комфортные, сейчас проходят обкатку, — заявила первый заместитель председателя Мингорисполкома.
В 2025 году планируется начало проходки тоннелей еще четырех станций («Профсоюзная, «Переспа, «Комаровская и «Парк Дружбы Народов), длина планируемого участка Зеленолужской линии составит 4,7 километров. Станции будут залегать на глубине 15-16 метров, их ширина — 14,2 метров, а длина — 156 метров.
В апреле 2023-го в районе будущей станции «Парк Дружбы Народов началась перекладка инженерных сетей «Минскметростроем.
Количество станций после продления Зеленолужской линии достигнет 14. Строительство всей линии намерены завершить в начале 2030-х.
Зеленолужская линия — шаг в развитии Минска
Зеленолужская линия Минского метрополитена объединила современные технологии, комфорт и доступность. Ее влияние на транспортную систему белорусской столицы уже заметно: новые районы получают удобный доступ к центру, а горожане экономят время на поездках.
Будущие этапы развития линии обещают еще больше улучшений, делая Минск современным городом с высокоразвитой инфраструктурой. Зеленолужская линия — это не просто транспортный проект, это символ стремления города к инновациям и качеству жизни.