«Хованщина», «Деревянные кони», «Влюбленный Шекспир». Работы знаменитых театральных художников
Визуальное оформление спектакля — его визитная карточка наравне с режиссерской работой и актерской игрой. Театральный художник не менее внимательно изучает характеры героев и место действия пьесы, а потом выбирает лучшие декорации для постановки.
Рассказываем о выдающихся художниках, работавших с лучшими театрами Москвы.
Сергей Бархин
Народный художник России, неоднократный обладатель премии «Золотая маска» Сергей Бархин, около 50 лет занимавшийся оформлением спектаклей в известнейших театрах столицы, родился в 1938 году в семье архитекторов. Его отец Михаил Бархин разрабатывал, в частности, проект театра имени Всеволода Мейерхольда совместно с Сергеем Вахтанговым, а мать Елена Новикова преподавала архитектурные дисциплины и стала автором монографии «Интерьер общественных зданий». Сергей Бархин в 1962 году окончил Московский архитектурный институт, а как театральный художник дебютировал в 1967-м с декорациями для спектакля «Баллада о невеселом кабачке» в «Современнике».
Бархин работал со многими московскими режиссерами: оформлял «Чайку» и «Народовольцев» Олега Ефремова в «Современнике», «Тартюфа» Юрия Любимова в Театре на Таганке, «Татуированную розу» в Московском Художественном академическом театре имени Максима Горького и «Царскую охоту» Романа Виктюка в Театре имени Моссовета, «Кто боится Вирджинии Вульф?» Валерия Фокина в «Современнике».
В 1988–1990 годах Сергей Бархин был главным художником Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (МАМТ), где оформил спектакли «Пират», «Ромео и Джульетта», «Борис Годунов». С 1995-го по 2000-й занимал пост главного художника Большого театра России.
В 1980-е началось творческое сотрудничество Сергея Бархина с режиссерами Камой Гинкасом и Генриеттой Яновской, продлившееся без малого 40 лет, практически до конца жизни художника. Они вместе работали над спектаклями «Гедда Габлер», «Собачье сердце», «Соловей», «Иванов и другие», «Жак Оффенбах, любовь и тру-ля-ля», «Гроза» и многими другими.
Зиновий Марголин и Максим Обрезков
Лауреат многочисленных премий, среди которых «Золотой софит» и «Золотая маска», Зиновий Марголин работал главным художником Белорусского государственного молодежного театра и театра «Санктъ-Петербургъ Опера», сотрудничал с Большим театром России, Большим драматическим театром имени Г.А. Товстоногова, Московским Художественным театром имени А.П. Чехова, Мариинским театром и многими другими крупными площадками.
На сцене Московского драматического театра имени А.С. Пушкина Евгений Писарев в соавторстве с Зиновием Марголиным поставил 11 спектаклей, четыре из которых зрители могут увидеть и сегодня.
Это «Женитьба Фигаро» (2014), «Влюбленный Шекспир» (2018), «Ложные признания» (2020) и «Зойкина квартира» (2023).
Заслуженный художник России Максим Обрезков получил высшее образование в Тбилиси, а после более углубленно изучал сценографию в аспирантуре Российского института театрального искусства — ГИТИСа на кафедре профессора Сергея Бархина. Художник создал декорации и костюмы более чем к 100 спектаклям в России, Германии, Грузии, Эстонии, Латвии, Швейцарии, Греции и других странах.
В Театре имени А.С. Пушкина Максим Обрезков работал над оформлением восьми спектаклей, режиссером двух из которых стал художественный руководитель театра Евгений Писарев («Мадам Рубинштейн» и главная премьера 75-го юбилейного сезона — «Плохие хорошие»).
Шекспир, Агата Кристи, Оскар Уайльд. Планы Театра имени А.С. Пушкина на 75-й сезон
Давид Боровский
Время сотрудничества режиссера Юрия Любимова и художника Давида Боровского заслуженно называют золотым веком знаменитого Театра на Таганке. Легендарные спектакли «Мать», «А зори здесь тихие…», «Гамлет», «Мастер и Маргарита» и многие другие стали символами эпохи театрального поставангарда, а Давид Боровский был ее главным художником.
«Художник и режиссер должны работать вместе и понимать друг друга. В идеальном случае их совместные идеи так сплетены, что непонятно, собственно, кто чьи интересы отстаивает», — говорил Боровский. Их «идеальный случай» с Юрием Любимовым длился три десятилетия.
От «Аленького цветочка» до «Трех товарищей». Пять легендарных постановок московских театров
Спектакль «Деревянные кони» стал одним из знаковых для «Таганки». Любимов обдумывал постановку по повести Федора Абрамова «Пелагея», сопоставимую по глубине с «Матрениным двором» Александра Солженицына, и режиссеру было важно не только литературное содержание, но и соответствие материала возможностям актеров. Планируя сюжет, Юрий Любимов обратился к еще одному рассказу Абрамова и создал историю о судьбе трех поколений деревенских женщин.
Для «Деревянных коней» важна была фактура крестьянского быта, и Давид Боровский вспоминал, как на создание декораций его вдохновила необычная находка. В то лето, когда шла работа над постановкой, он поехал в деревню на юге. Там, гуляя по полю, художник нашел старую увязшую в земле борону. По словам Давида Боровского, в этом орудии крестьянского труда он увидел могучий и многогранный смысл — перед ним мгновенно возникла трагическая сцена с участием одной из героинь. Чтобы додумать все остальное, художнику потребовалось буквально несколько минут.
А через полвека, к 60-летию «Таганки», канонический спектакль Юрия Любимова вернулся на сцену — в интерпретации Светланы Земляковой. Она прикоснулась к легенде и заново осмыслила материал — взяла за основу тексты, которые использовал Любимов, но посмотрела на них с иной точки зрения. Символично и то, что над постановкой работал сын Давида Боровского — Александр, нынешний художник Театра на Таганке, а также его внучка Мария Боровская, художник по костюмам.
Ближайший показ спектакля «Деревянные кони» состоится 30 декабря.
Владимир Арефьев
Народный художник России, обладатель ордена Почета Владимир Арефьев сотрудничает с Московским академическим музыкальным театром имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Московским театром оперетты, Московским академическим театром имени Владимира Маяковского.
На сцене МАМТ Владимир Арефьев оформил более 30 спектаклей, а еще он стал автором эскиза главного занавеса театра и одним из авторов цветового решения после реконструкции, которая прошла в 2003–2006 годах.
В 1994 году Владимир Арефьев работал над оперой Джузеппе Верди «Эрнани» в постановке Александра Тителя, которая принесла МАМТ первую «Золотую маску». Эту же премию в номинации «Работа художника в музыкальном театре» Владимир Арефьев получил за декорации к опере Вольфганга Амадея Моцарта Cosi fan tutte («Так поступают все») в 2007-м. Ее действие происходит не в роскошном итальянском дворце, как предполагает либретто, а в военном госпитале после Второй мировой войны, спрятанном в зарослях бамбука на берегу реки.
В 2015-м для оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» художник создал строгое и лаконичное сценическое оформление, отмеченное премией города Москвы в области литературы и искусства, а позже и «Золотой маской» (2016) в номинации «Лучший спектакль в опере». В том же году Александр Титель и Владимир Арефьев представили «Медею» Луиджи Керубини. Действие разворачивается на пустынном морском берегу в послевоенное время: пространство сцены занимают огромные бетонные волнорезы — тетраподы, меняющие положение в каждом акте. Оперу не показывали в МАМТ в течение года, поскольку декорациям требовалась реставрация. Несколько месяцев художники работали над воссозданием их текстуры, но в 106-м сезоне зрители вновь увидели шедевр Луиджи Керубини. Спектакль стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинациях «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая женская роль» (Хибла Герзмава).
В 2024 году Владимир Арефьев получил театральную премию «Хрустальная Турандот» за лучшую сценографию в спектакле «Лес» Московского академического театра имени Владимира Маяковского.