Прививки дозволены по шариату: богословы убеждают население вакцинироваться

На конференции в Казани врачи и мусульманские богословы рассказали о важности прививок и поделились планами по сотрудничеству

Прививки дозволены по шариату: богословы убеждают население вакцинироваться
© Реальное время

"Вакцины есть, медработники есть, а людей нет", — посетовал на недоверие населения к некоторым видам вакцин главный внештатный специалист по эпидемиологии и иммунопрофилактике Минздрава Татарстана, руководитель республиканского центра иммунопрофилактики, заслуженный врач РТ Дмитрий Лопушов. Одна из причин, которую озвучивают при отказе от прививок, — это религиозные мотивы. Сегодня в Казани на конференции "Вакцинация и стандарты халяль" врачи рассказали, как повысить приверженность пациентов вакцинации, а богословы — почему прививки дозволены по шариату. Подробнее — в материале "Реального времени".

В республику вернулись корь и коклюш

В Татарстане отказываются от вакцинации 7-10% населения, сообщил "Реальному времени" Дмитрий Лопушов. От года к году эта цифра меняется незначительно. Причем нельзя сказать, что в "черном листе" пациентов какая-то конкретная прививка. "Если они отказываются, то от всего", — констатирует эксперт. Причины недоверия медицине могут быть самые разные.

— Бывают отказы по религиозным мотивам. Есть те, кто отказывается просто в силу каких-то мифов: "Вакцина неочищенная", "У нас много родственников заболело", "Не будем делать, потому что считаем, что до года прививки не нужны". Но, доживет ли ребенок до этого возраста, неизвестно. Тот же коклюш опасен для него в три месяца. Если ребенок заболеет в три года, то будет кашлять, но не умрет. А в три месяца может умереть, — говорит руководитель республиканского центра иммунопрофилактики.

В течение последних двух лет заболеваемость коклюшем в Татарстане растет. В основном подвержены ему дети и подростки. К счастью, летальные исходы на сегодняшний день не зарегистрированы. И это не единственная болезнь, которая вернулась из-за отказов населения от вакцинации. В последние три года в республике наблюдаются и вспышки кори.

— Долгое время она практически не встречалась, и студенты медицинских университетов даже просто не могли посмотреть на больных корью. Сейчас появилась. Мигранты завезли корь, и она попала на благоприятную почву, в первую очередь поразив тех, кто не привит, — объясняет Лопушов.

В 2023 году в Татарстане было зарегистрировано 146 случаев кори, за 10 месяцев 2024-го этот показатель вырос до 278. В текущем году было зафиксировано два групповых очага заболевания. В казанском МАОУ "СОШ №18" заразилось 13 человек, а в Зеленодольском районе среди цыган наблюдалось целых 48 случаев кори.

— По дифтерии ситуация довольно-таки благополучная. Случаев полиомиелита в Татарстане не зарегистрировано, но определенные вспышки сейчас наблюдаются в странах Центральной Азии. С учетом того, что у нас активные миграционные потоки, риск завоза полиомиелита довольно велик, — предупреждает врач.

Вакцины от всех этих заболеваний входят в национальный календарь профилактических прививок, подчеркнул Лопушов. Получить их можно бесплатно в поликлинике. Кроме того, в Татарстане доступ населения к вакцинам хотят расширить за счет введения республиканского календаря. Соответствующий проект уже разработан. Планируется, что в него войдут прививки от ветряной оспы, вируса папилломы человека (ВПЧ), гепатита А, пневмококковой инфекции (в рамках национального календаря ее ставят только детям), а также вакцина для ревакцинации от коклюша.

Какие прививки дозволены в Исламе?

— Ни в коем случае не может быть у мусульманина отказов от прививок по религиозным мотивам. Никаких религиозных причин нет. Это просто невежество, которое такие люди оправдывают религией, — заявил на конференции специалист отдела по вопросам шариата ДУМ РТ Ахмад Абу Яхья.

По его словам, спрашивать, какие прививки ставить и когда, верующим следует у врачей. "Согласно принципам шариата, обращаться нужно к специалистам в своей области. Сам Всевышний Аллах говорит: "Спросите обладателей знания, если вы не знаете", — объяснил специалист отдела по вопросам шариата ДУМ РТ.

Он напомнил, что во время эпидемии коронавируса муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин привился вакциной "ЭпиВак". В пользу дозволенности вакцинации говорит и то, что верующим необходимо сделать ряд прививок, чтобы отправиться в хадж — паломничество в Мекку.

Какие именно прививки дозволены для мусульман? Те, которые не содержат запрещенных компонентов, например продукты переработки свинины. Впрочем, при полной трансформации вещества (в шариате это называется "истихаля") они становятся дозволенными. Разобраться в таких тонкостях может быть проблематично, поэтому по мере надобности Ахмад Абу Яхья рекомендовал обращаться в комитет по стандарту "Халяль" ДУМ РТ.

При серьезной необходимости, например при вспышке какого-то заболевания, мусульмане могут использовать и недозволенную вакцину:

— Врачи должны заявить, что человеку нужно сделать прививку, например при эпидемии. Тогда вакцину можно использовать, несмотря на то, что она содержит недозволенные компоненты. Сохранение жизни и здоровья приоритетнее.

На конференции пообещали: скоро верующим будет легче определять дозволенные прививки. Как сообщила директор АНО "Коллективный иммунитет" Антонина Обласова, в конце ноября организация подписала с комитетом по стандарту "Халяль" ДУМ РТ меморандум о сотрудничестве.

— У нас ни одна из "рутинных" вакцин не имеет сертификата "Халяль", производители об этом не задумываются. Мы хотим инициировать эту работу, — говорит Антонина Обласова.

По ее словам, первым делом планируется рассмотреть дозволенность вакцин, входящих в национальный календарь. "Думаю, сначала это будут вакцины с коклюшным компонентом, прививки от кори, краснухи, паротита, потому что по ним наблюдаются вспышки", — заключила она.