В России предлагают ограничить продажу алкоголя
По данным Минздрава, около 50 миллионов человек в России употребляют спиртное. Половина из них не страдает хроническими заболеваниями, но при этом пьет довольно часто. В магазинах алкоголь активно интегрировали в отделы других продуктов — вино часто размещают рядом с колбасами и сырами, пиво — рядом со снеками и сухариками, а крепкие напитки — с колой. Такие маркетинговые ходы приводят к огромному числу спонтанных покупок. Чтобы помочь людям не впасть в зависимость, нужно продавать спиртное отдельно, в специализированных местах, куда могут зайти только покупатели старше 18 лет. Такой законопроект внесли в Госдуму 29 ноября. Как он поможет в борьбе с алкоголизмом и где разместят специализированные отделы, «Парламентской газете» рассказал автор инициативы, зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов.
- Андрей Николаевич, как законопроект поможет в борьбе с алкогольной зависимостью?
- Для людей маркетинговые ходы магазинов, как у собаки Павлова, вырабатывают рефлекс. Люди начинают вспоминать, что скоро праздники, а у кого-то день рождения, именины, — в итоге они автоматически обращают внимание на полки со спиртным. Эти спонтанные покупки как раз и приводят к хроническому алкоголизму.
Маркетинговая стратегия продуктового ритейла приводит к алкоголизации населения — именно с этим мы и предлагаем бороться. Инициатива решит как минимум две проблемы — снизит общее потребление спиртного, а также поможет 25 миллионам наших граждан, которые периодически выпивают, не впасть в алкогольную зависимость.
- Где же размещать специализированные отделы, в которых будут продавать спиртное?
- В любом супермаркете зал разделен на определенные зоны. Как правило, всегда есть отдельная зона под алкоголь. Часто ее совмещают с отделом, где размещают соки, воду и газировку. Часть этой зоны можно отделить перегородкой. Почти в любом магазине можно найти специальное помещение в соответствии с пожарными и санитарными нормами, где можно поставить эту перегородку.
Подчеркну, в законопроекте мы предлагаем, чтобы перегородка была глухая. Если там поставят дверь, то она должна быть непрозрачная, чтобы алкоголь не увидели из торгового зала. На этой двери должна быть табличка, где огромными буквами нужно написать, что вход запрещен лицам до 18 лет.
- Магазинам придется потратиться, чтобы исполнить этот закон.
- Сумма инвестиций в исполнение этого закона копеечная. Это не какие-то фундаментальные изменения — не нужно строить отдельные магазины или отдельные специализированные залы. Несколько лет назад мы так же боролись с сигаретами, убрали их в закрытые шкафчики, и ничего страшного из-за этого не случилось. В итоге довольно стремительно пошло снижение употребления сигарет.
В инициативе мы говорим прежде всего о городских пространствах, потому что в сельской местности, как правило, всего один магазин на всю деревню. Там будет сложно реализовать это быстро, поэтому мы предлагаем начать с крупных городов. Так мы покажем пример селу и увидим разницу между городом и деревней. Затем для сел мы примем дополнительные меры, например через год после того, как закон заработает в городах.