"Гамлет" Уильяма Шекспира. Театр "Кашемир" / Арт – Платформа. Режиссёр Гульнара Галавинская.
Поэтому любые постановки "Гамлета" в более-менее классическом варианте мне не заходят. Единственный хоть сколько-то понятный мне "Гамлет" был поставлен в "Мастерской киноактера" Клима 30 лет назад. Тогда спектакль шёл пять с лишним часов, и от оригинала Шекспира не осталось практически ничего, поэтому английские театроведы, у которых я был переводчиком, плевались вовсю и демонстративно ушли в середине первого действия. А значит, в данном случае я в большей степени буду ориентироваться не на своё мнение, а на точку зрения других зрителей. Им спектакль очень даже понравился. Аплодисменты были бурные, актёров несколько раз вызывали на бис. Исполнителя главной роли Дмитрия Бикбаева буквально завалили цветами. Что касается постановки, то она инсценирована в современном стиле. Актеры одеты в строгие офисные костюмы, декорации выполнены также в строгом офисном стиле. Такое ощущение, что действие происходит в директорате какого-то очень крупного концерна, а может быть, в здании какой-нибудь важной международной организации. Хотя начинается всё вообще в морге, где лежат трупы героев, которые, согласно сюжету, погибают в конце. То есть все, что показано в дальнейшем – своеобразный флешбек. По первым минутам мне казалось, что я попал не в театр, а на выставку современного искусства и наблюдаю какую-то инсталляцию. Много электронной музыки, много ярких картин на экране, и так далее. Может, такая параллель связана с тем, что мы находились на известной выставочной площадке. В любом случае – очень даже неплохо. Но затем все-таки переносимся в театр и смотрим действие. Пьеса дана в сокращенном виде, но, по мне, так сократили недостаточно. И в первую очередь нужно было сокращать монологи, которые мне всегда казались слишком тяжеловесными. Может быть, я плохой зритель, но в монологе "Быть или не быть" мне понятны только первые две фразы, дальше я буквально тону в этой длинной поэзии, совершенно не понимая, что хотел сказать автор, и почему нельзя было уменьшить эту длинную тираду примерно в 10 раз. И сейчас в очередной раз не понял. Парадокс, но в этой постановке наиболее интересным героем был Полоний (Александр Загоскин). Фактически он получился клоуном, шутом, любое его появление вызывало смех (правда, непонятно почему). Но хотя бы динамика какая-то из этой груды английской философии получилась. В программке многое рассказано о концепции спектакля, но лучше бы поместили там краткое содержание пьесы, ибо, особенно в начале, все получилось достаточно скомкано, и понять, о чем шла речь, было крайне непросто. Хотя сцена диалога Гамлета с тенью своего отца – очень даже впечатлила. В целом я не могу назвать данный спектакль неудачей. Было достаточно драйвово, но драйв этот существовал в полном отрыве от пьесы. Если бы герои просто разыграли пантомиму с абстрактным текстом или вообще без такового, вышло бы не хуже. Событием сезона данный спектакль я, конечно, не назову, но если вы считаете Дмитрия Бикбаева харизматичным актером, то вполне можно и нужно идти. Его там много, он отрабатывает отлично. А у меня очередная попытка увидеть интересного мне "Гамлета". На этот раз в Школе-Студии МХАТ. Надеюсь, что там мне повезёт больше. (Хоть и сильно сомневаюсь).