В Курганском театре показали спектакль о моральном выборе молодых людей
Режиссер из Новосибирска Алексей Крикливый впервые поставил на сцене Курганского театра драмы спектакль по одноименному произведению Александра Пушкина "Капитанская дочка".
За два месяца до премьеры на встрече с журналистами он подчеркивал: "У Пушкина - исторический роман, а у меня будет роман о молодости". Также признался, что ему хотелось посмотреть на это произведение через то, как молодые люди попадают в перипетии времени, как выдерживают обстоятельства и ведут себя в непростых условиях, что такое достоинство человеческое. Теперь уже точно можно сказать: замысел удался. Оказавшиеся на грани жизни и смерти, главные герои с честью проходят все испытания.
Дочь капитана, коменданта Белогорской крепости Машу Миронову в спектакле в разных составах играют две актрисы: Ирина Унагаева и Виолетта Котулевская. Девушки признаются: их Маша не совсем такая, как описана в книге.
"В книге она более лиричная, нежная, часто падает в обморок и плачет, - говорит о своей роли Ирина Унагаева. - Мы немножко от этого отошли. Все-таки, интереснее, наверное, смотреть на сильного человека, который борется с препятствиями, а не пасует".
"Если посмотреть, сколько испытаний за столь короткий период выпало на долю бедной девочки, то справиться с этим может только по-настоящему капитанская дочка", - считает Виолетта Котулевская.
Маша Миронова в исполнении Виолетты, действительно, получилась довольно энергичной и решительной. В отдельных эпизодах она напоминает свою властную, грубоватую и громкоголосую матушку, капитаншу Василису Егоровну, которую блестяще сыграла Ирина Шалимова. В отношениях со своим возлюбленным Петром Гриневым проявляет о нем заботу, выхаживает после ранения на дуэли. В то же время легко может перевоплотиться в озорную и легкомысленную девчонку. В одном из эпизодов они дурачатся с Петей на полу, приклеивая друг другу на щеки и лоб фантики от конфет. Трудно представить, чтобы застенчивая и воспитанная в строгости Маша так вольно вела себя у Пушкина. Но на то он и роман о молодости, что в нем все позволено.
Петр Гринев, который еще вчера гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками, а теперь по прихоти отца, отставного премьер-майора, вынужден тянуть лямку в далеком степном гарнизоне, предстает перед зрителем в виде изнеженного гимназиста. Белые пуховые варежки, свисающие на резинках из рукавов его вполне современной дубленки, придают некоторую карикатурность внешнему виду. Если не знать, в какое время проходили описанные в "Капитанской дочке" события, то трудно определить это по костюму молодого человека. Впрочем, авторы и не стремились к такой узнаваемости. По словам сценографа, художника по костюмам Каринэ Булгач (Новосибирск), они сознательно изобразили Гринева гимназистом, чтобы подчеркнуть, что он юн, и у него все впереди. Не важно, в каком веке жил этот юноша, важно, что он существовал и карьера его связана с военным делом.
Попав в экстремальную ситуацию, природный дворянин Гринев показывает себя смелым, ответственным, честным офицером. "Береги честь смолоду", - учили его с детства. На предложение Пугачева перейти на его сторону, отвечает: присягал государыне императрице, поэтому ему служить не может. Роль оказалась настолько близка актеру Алексею Березовскому, который по возрасту сам недалеко ушел от своего героя, что он признался:
- Это я, если бы жил 225 лет назад. Как мой персонаж, так и я делаем в жизни моральный выбор в сторону совести и чести.
Предводителя крестьянского восстания, бунтаря и самозванца Емельяна Пугачева играет Иван Шалиманов. Актер увидел в своем герое фаталиста: знает, что погибнет, но все равно рвется вперед, не жалея сил и крови. Непросто было его сыграть, отмечает, крайне эмоциональная роль.
"Я вообще-то на подъем очень легкий, живой и подвижный, а тут пришлось себя немножко поломать, чтобы вышел немножко другой персонаж, - говорит Иван. - Такой тяжелый, глубокий и основательный".
Запомнятся образы крепостного слуги Савельича, сопровождающего Гринева (Иван Сергеев), и ямщика (Сергей Жураковский). Роли эпизодические, но актеры так ярко и натурально сыграли, будто прожили их жизнь.
Декораций немного, и они довольно просты. На сцене - столы, стулья, шкаф, символическое сухое дерево. Зачем оно там стоит, каждый додумывает сам.
Спектакль создан при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Совместно с региональным отделением Благотворительного фонда "Национальное достояние" театр решил показать его также в Международный день инвалидов. Средства, собранные от продажи билетов, направят на адресную помощь людям с ограниченными возможностями здоровья.