"Не обманешь — не проживешь": дипломная работа главного режиссера Тинчуринского театра
Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 81-я
Смотрим дипломный спектакль студента режиссерского факультета московского Щукинского училища Рашида Загидуллина, с которым он стал главным режиссером театра имени Тинчурина, — комедию "Хәйләсез дөнья файдасыз"/"Не обманешь — не проживешь" о мезальянсе эпохи перемен. Представляем редкую запись из 90-х.
Абульмамбетов нас заметил
Практически весь архив Тинчуринского театра, не только XX века, но и начала нынешнего, по словам его директора, утерян. Сохранившиеся крохи ценны уже только поэтому.
В 1988 году республиканский передвижный стал станционарным, получив здание на Горького, 13, откуда годом ранее к берегу Нижнего Кабана съехал Камаловский театр. Во многом благодаря стараниям директора Роберта Абульмамбетова. Он работал здесь до 2002 года.
А вот режиссеров было много. Два года в Тинчуринском наводил шуму Дамир Сиразиев, до этого инсценировал в Камала "Плаху", здесь занимался комедиями, параллельно делал масштабную рок-оперу "Магди" на стадионе, а потом прекратил заниматься подобной деятельностью вообще. После худруком стала актриса Исламия Махмутова.
В 1992-м Абульмамбетову посоветовали обратить внимание на одного выпускника "Щуки". И тот пригласил Рашида Загидуллина поставить в Казани дипломный спектакль. После чего, преодолев сомнения министра культуры Марселя Таишева, учитывая недостаток специалистов, сумел добиться его назначения на высокий пост (можно сказать, что в этом плане за 30 лет мало что изменилось).
Так, 10 марта 1993-го главным режиссером театра назначили Рашида Загидуллина. В том же году, кстати, он впервые набрал группу в КазГИКе (из нее в театре до сих пор работают Зульфия Валеева, Гульчачак Хафизова, Ирек Хафизов и другие).
Пермский татарин, в детстве он ездил в деревню к родственникам в Балтасинский район. Начал ставить в Казани в 1988-м, учась на актерском отделении театрального училища, поработал с русскими спектаклями в ТЮЗе и Татарской филармонии. Поступил в Щукинское училище.
Я не пройдоха, а пролетарий
Итак, 28 декабря 1992 года Загидуллин показал в театре спектакль по пьесе Карима Тинчурина "Йосыф белән Зөләйха"/"Йусуф и Зулейха" — под названием "Хәйләсез дөнья файдасыз". Занятно, что в интернете можно встретить и перевод "Долг платежом красен". К слову, в наше время Загидуллин вновь вывел на сцену произведение о Йусуфе и Зулейхе — но то уже была инсценировка Нурмухаммета Хисамова поэмы Кул Гали.
Видимо, название сменили как раз для того, чтобы какой-нибудь зритель ненароком не купил билет в ожидании увидеть красивую легенду. Как объяснял режиссер, выбрал он это произведение потому, что тогда в театре самого Тинчурина не играли.
Автор написал пьесу в 1918 году. Это знаковое время Тинчурина, когда он начинает работать уже с советским татарским театром, не только как драматург, но и организатор, занимаясь сбором труппы "Сайяр", руководством театральными студиями. Во многом и эта пьеса построена на дореволюционном опыте, включая театральный. Зритель приходит в зал — и видит ту самую Казань, которая его окружает на тот период.
Впервые на сцене ее показали 14 марта 1919 года силами "Сайяра", причем главную роль играл сам Тинчурин. В 1961-м ее представили на сцене Камаловского театра.
Сафаргали — безработный иждивенец. Сафаргали постоянно сидит без копейки денег, в поиске глупцов, которые готовы дать ему в долг, он применяет имеющуюся хитрость и даже флирт (в отношении служанки Насти). В итоге его жизнь устраивается должным образом — он женится на богатой старушке Фаизабике. И Настю берет в дом. И дела сердечные налаживает… Приходит революция, старушка лишается земель, недвижимости, а банк не выдает денег.
При этом взаимоотношения бедного пройдохи и богатой Тинчурин сравнивает с известной каждому татарину и татарке той эпохи историей Йусуфа и Зулейхи. Тем самым Тинчурин работает с новыми реалиями, новой публикой, взбудораженной классовой борьбой, осмысляя эти изменения через сатиру: Сафаргали из бездельника превращается в бедного шакирда, который хочет выжать из социальных перемен максимум, заявляя, что он "пролетариат, демократ, аристократ, социалист, максималист, унитарист, федералист, атеист, анархист, националист". А Фаиза его эксплуатирует! Но чтобы взять хотя бы несколько тысяч, говорит новая власть, нужно преодолеть немало бюрократических препонов.
Тинчурин применяет порой и простые юмористические приемы, к примеру, один из его героев глуховат, так что Сафаргали может говорить сначала одно, а повторять другое. Целый фрагмент построен только на том, что Фаиза не знает, как звучит имя Настя.
В ролях, кстати, три народных артиста республики — Тагир Нуруллин (Мулладжан), Наиль Шайхутдинов (Хаджи) и Ренат Мифтахов (Мухамматджан). Роза Хабибрахманова (Фаизабика) — заслуженная, как и Настя — Нурия Валиева. Ну а Сафаргали играет 39-летний Фагим Ситдиков, к этому моменту служивший в Тинчуринском 18 лет. А одной из его последних ролей стала роль Актера в постановке по Максиму Горькому "На дне".
Декорации от Альфии Замиловой подчеркивают два статуса театра. С одной стороны, это минималистичная обстановка комнаты Сафаргали, которую легко представить в показе на выезде. С другой стороны, это богатые хоромы его супруги, которые не в каждый деревенский клуб влезут.
Уже потом он поставил масштабный спектакль "Итил суы ака торур"/"Итиль-река течет", объединив все выездные бригады в одну труппу. Но, кажется, именно история Йусуфа и Зулейхи отражает значительную часть репертуара Тинчурина — и его близость к запросам публики.