Как в театрах Москвы отреагировали на новые правила продажи билетов по паспортам
Выход в театр всегда событие как для жителей, так и для гостей столицы. И это несмотря на то, что в год московские театры выпускают более 300 премьер, а спектакли и концерты идут каждый день. Так что новшество столичных властей - продавать билеты только по документам, удостоверяющим личность, коснется многих. Цель его - повышение безопасности посетителей и борьба с перекупщиками. Пилотный проект, который запускает по поручению правительства Москвы департамент культуры города, коснется пока лишь учреждений театров и концертных залов, подведомственных ему. В действие он вступает с 15 марта, но заранее продавать билеты на спектакли и концерты по новым правилам начнут уже с 1 декабря.
Билеты в театр теперь можно будет купить точно так же, как на поезд или самолет - с указанием паспортных данных на сайте или в кассе, а затем предъявив документ на входе.
Правда, в театр можно войти еще и с водительским удостоверением, социальной картой москвича, студенческим билетом, пенсионным удостоверением. Словом, с документами, которые всегда при себе.
На именные билеты переходят все крупные городские заведения: от театра Эстрады, "Современника" и "Геликон-оперы" до театра кошек Куклачева и уголка зверей Дурова. Комментируя решение властей, руководитель департамента культуры Москвы Алексей Фурсин рассказал "РГ": "Наши концертные залы и театры ежегодно посещают около 6 миллионов человек. Их безопасность - одна из самых важных задач, которую мы решаем совместно с театральным и концертным сообществом. В рамках пилотного проекта каждый билет будет связан с конкретным посетителем, его личность будет подтверждаться при входе. Это поможет решить и проблему перекупщиков, которые ограничивают доступность билетов для зрителей, завышая цены в несколько раз".
Власти уверены: к очередям на входе проверка документов не приведет. "Совместно с театрами и концертными залами мы проработаем наиболее комфортные для зрителей варианты внедрения новых правил. В частности, рассматриваем и возможность использовать онлайн-форматы идентификации личности, например, MosID или QR-коды", - пояснил Алексей Фурсин.
Власти уверены: к очередям на входе проверка документов не приведет
Напомню, эта схема была уже отработала в 2021 году во время ковида, когда зрители, прошедшие вакцинацию, с QR-кодом спокойно ходили в театры, и в музеи. Нехитрое правило, но оказалось вполне эффективным.
К тому же есть и пример Большого театра, который уже 13 лет продает билеты по документам льготным категориям зрителей. Москвичка Екатерина Сухорукова поделилась с "РГ", что благодаря этому они с мужем - оба пенсионеры, посмотрели в Большом почти все балеты и послушали большинство опер: "Покупаем билеты по программе 60+ по цене от 300 до 600 рублей, тогда как обычные билеты чаще всего стоят от 3 тысяч до 15 тысяч и больше. Когда к нам приезжают племянницы из Сибири, мы заранее покупаем им билеты по тарифу "Молодежный" для молодых людей в возрасте 14-22 года и идем на спектакль вместе. Себе покупаем билеты по паспорту, им - по копии паспорта, а в день спектакля предъявляем документы на входе в театр, не испытывая при этом никаких трудностей".
Владимир Спиваков, президент Московского международного Дома музыки, надеется, что новые правила остановят мошенников-перекупщиков: "Театр должен быть доступен каждому, а с немыслимыми ценами на билеты нужно бороться". Из-за мошенников доверчивые зрители нередко и вовсе остаются и без билетов, и без денег, добавляет генеральный директор Московского академического Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Андрей Борисов. И чем больше театр востребован и любим зрителями, тем больше желающих поживиться на перепродаже его билетов. "Недавно мы наблюдали, как на сторонних ресурсах на нашу премьеру вечера балетов "Место во Вселенной" билеты продавались вдвое выше их номинальной стоимости, хотя на официальном сайте и в кассе театра их стоимость варьировалась от 1500 до 8000 рублей. Такая ситуация с билетами вредит и зрителю, и репутации театра", - рассказал он "РГ".
Юрий Грымов, художественный руководитель театра "Модерн", опасается, что новые правила все-таки доставят неудобства и театру, и посетителям. По его мнению, основная масса зрителей идет на спектакль за 15 минут до начала и поэтому при проверке паспортов давки на входе не избежать: "Театральная индустрия нуждается в регулировании. Спекулянты и мошенники, совершенно точно, получат с введением новых правил головную боль. Но вопросов, которые следовало бы обсудить с театральными руководителями, пока много. Например, что станет с хорошей традицией покупать билеты друзьям и родным в подарок? Не получится и сделать неожиданный сюрприз, купив подарочный сертификат".
Звучат и другие вопросы. Среди них такие: что делать с детскими спектаклями? Как быть классным руководителям, которые хотят привести свой класс на постановку, и кто-то из ребят вдруг откажется. Билет пропадет? "Смысл ввода данных понятен - десяток билетов на одно имя забрать не получится, но как успеть взять три-четыре билета на места рядом хотя бы на семью? Пока заполняешь один билет, соседний могут уже купить", - пишет в комментариях к новости Екатерина Вавилова.
"А если зритель просто не захочет предъявлять свой паспорт? Театр - это не аэропорт, тут нет паспортного контроля. Служители театра - не сотрудники правоохранительных органов, они не имеют права требовать у кого бы то ни было предъявлять свои документы. В любом случае, давка на входе в театр обеспечена, - продолжает Юрий Грымов. - Зритель же больше не сможет заранее планировать покупку билетов, задавшись вопросом: а если заболею? Пока можно свой билет отдать другу, а вот его возврат в кассу занимает до 10 дней. Соответственно, театры потеряют возможность долгосрочного планирования. Грубо говоря, мы не сможем больше так же успешно распродавать свои билеты на два-три месяца вперед, как делаем это сейчас".
Он также обращает внимание, что появляется риск утечки персональных данных. Не придется ли театрам с нововведением искать ИТ-экспертов и специалистов по сетевой безопасности?
Прямая речь
Кирилл Крок, директор Театра им. Евгения Вахтангова:
- Понятно, что эта инициатива направлена на борьбу с перекупщиками. Но знаете, вспоминается знаменитая цитата Виктора Степановича Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". А еще есть замечательная русская пословица: "Богу молиться, так обязательно лоб расшибем". Открываю список театров, которые попадают под новые правила о продаже билетов по паспорту. Слушайте, ну, это просто какой-то абсурд. Там есть театры, в которые не то что по именным билетам, туда вообще мало кто ходит. Например, Театр "Русская песня" Надежды Бабкиной, Историко-этнографический театр, Театр им. Моссовета... У них в принципе тяжело идет продажа билетов, они не знают, что такое перекупщики.
Именные билеты повсеместно - это проблемы и для зрителей, и для театров. Например, Театр им. Вахтангова ввел именные билеты только на три спектакля из 64 названий, чтобы отбить желание жулья зарабатывать на самых популярных постановках и зрителях, которые хотят их увидеть. Остальное мы трогать не будем, потому что это неудобство для зрителя. Все-таки я бы советовал, прежде чем запускать подобные меры, изучить проблему, спросить хотя бы у театров, как на самом деле обстоят дела.
Екатерина Лапшина, директор московского Театра имени Маяковского:
- Пока, конечно, рано делать выводы. Ясно одно: работа всем театрам предстоит большая. Сейчас театры совместно с Департаментом культуры города Москвы разрабатывают механизмы продажи билетов, удобные и театрам, и главное - нашим зрителям. Мы убеждены в том, что эта инициатива направлена во благо. Время покажет.
Подготовила Инга Бугулова