На современное искусство в Москве огромный спрос

В последние дни мы особенно часто слышим, что современное искусство в России якобы перестало существовать. Что в нем нет высказывания, что оно «не отвечает на запрос», что «все уехали» и даже главные музеи (тоже якобы) не хотят заниматься совриском за полным отсутствием такового.

На современное искусство в Москве огромный спрос
© Вечерняя Москва

Мягко говоря, это неправда. Каждую неделю в Москве происходит что-то, связанное с художественным высказыванием в том формате, который принято называть «современным искусством». Работают галереи, открываются выставки - персональные и коллективные, выходят премьеры в небольших театрах и пространствах, проходят концерты и фестивали экспериментальной музыки, на которые невозможно попасть (не потому, что их нет, а потому что билеты и регистрации заканчиваются за 15 минут после начала продаж).

Не верите? Попробуйте попасть на спектакль «Жирная Люба» в театре «Шалом», расположенном в самом конце Варшавского шоссе, куда избалованному москвичу из центра ехать на метро минут сорок, а на машине – как получится, и ехать надо к семи вечера (автомобилисты поймут). Вам придется ждать своей очереди месяцами, и если получится приобрести билет, считайте, что вам повезло. Попробуйте втиснуться на концерт музыкального пространства «Артемьев» в консерватории! Если вы не позаботитесь о визите заранее, скорее всего вы просто не поместитесь в зал.

На современное искусство в Москве огромный спрос, и совсем не хочется повторять банальности о том, что спрос всегда рождает предложение.

С 2019 года Правительство Москвы выделяет внушительный премиальный фонд для награждения самых ярких и самых талантливых проектов в области современного искусства, созданных за последние полтора года. Уже пять лет художники, кураторы, театральные и кинорежиссеры, писатели, композиторы подают заявки на ее соискание. Так вот, каждый год количество этих заявок растет, в нынешнем году их более семисот.

Премия вручается в пяти номинациях. «Изобразительное искусство и архитектура», «Театр», «Литература», «Музыка» и «Кино». И каждый год самые яркие, интересные и выразительные проекты можно увидеть в выставочном зале парка «Зарядье» на выставке номинантов Московской Арт Премии.

В этом году она юбилейная – пятая. Был соблазн, как это часто бывает в подобных случаях, собрать итоговую экспозицию за пять лет, сделать ретроспективный обзор итогов, но выяснилось, что в сезон 2023-2024 в искусстве Москвы случилось столько всего, столько событий и художественных высказываний, что показать их гораздо важнее и актуальнее.

Каждый раз выставка номинантов дает возможность увидеть определенный срез настроений в искусстве, уловить тенденции, понять, что волнует и волновало авторов, готовых представить свои работы с хештегом «В Москве. О Москве. Для Москвы».

Изобразительное искусство, представленное на выставке, показывает это более, чем наглядно. В первую очередь, это высказывания и размышления на глобальные, метафизические темы. Это настроение даже не надо улавливать – оно очевидно. Мы видим это в инсталляциях Константина Звездочетова, сочетающих византийские фрески с русскими наличниками и фильмами Эйзенштейна. Мы видим это в выставке Андрея Филиппова, использовавшего в качестве центрального элемента эмблему Византии, в масштабном триптихе Алексея Дьякова, переосмысляющего графический код иконописной традиции. Даже такое явление как футбол рассматривается в качестве феномена вселенского, космического масштаба и значения в работах Константина Батынкова и Сергея Шеховцова. Их московский зритель мог увидеть на выставке «Футбол» в ММАМ, но, если не успел – увидит на выставке номинантов в Зарядье.

Множество хтонических и сказочных образов, состаренная древесина, как базовый медиум, даже сгущенка и Чебурашка в контексте выставки приобретают оттенки космизма, и целая альтернативная вселенная «цветковского народа» представлена циклом Дмитрия Цветкого «Песенка спета» галереи Ruаrts.

Впрочем, на выставке представлены произведения всех номинаций.

В зрительном зале, объединившим для просмотра на большом экране «Кино» и «Театр» можно увидеть трейлеры художественных, документальных, авторских фильмов, претендующих на соискание премии, и представление спектаклей московских театров.

И здесь очевидны две важных тенденции. Как кино на наших глазах переродилось в главном своем формате из «полного метра» в «онлайн продукт», а ключевыми площадками стали видеоплатформы, так и театр в самых ярких высказываниях проявился на небольших и экспериментальных площадках. Мы уже говорили о работах Галины Зальцман и Яны Туминой в театре «Шалом», но в том же формате камерного спектакля нельзя пропустить «Кровоизляние в МОСХ» театра «Практика» и Юрия Печенежского, сюрреалистичные и абсурдные на первый взгляд «Голову» театра «Человек» или «Мы уже здесь» Александра Золотовицкого.

На этом фоне сложно назвать «небольшим» театр «Новая опера», хотя это отнюдь не самое крупное по количеству мест в зале пространство музыкального театра. В этом году оно впервые экспериментировало с балетом, и эксперимент получился в том же космическо-метафизическом контексте. «Свадебка» стала событием как театральной, так и музыкальной сцены, это синтез удачной работы композитора, хореографа, хора, балета, сценографа и художника по костюмам.

Только на первый взгляд кажется, что номинация «Музыка» в экспозиции представлена скромно – тремя аудиокабинами, как в классических магазинах пластинок. Плейлист и список номинантов включает несколько музыкальных фестивалей и лабораторий, коллективный альбом «Нонсенсорики Дримса», объединивший ведущих композиторов экспериментальной сцены, проекты Центра электронной и акустической музыки, есть даже мюзикл – целиком послушать его не получится, но по нескольким представленным композициям получит представление вполне возможно.

Как и по фрагментам номинированных книг, которые можно читать и листать в разделе «Литература», и где читатель сможет воочию убедиться, что «большая проза» по-прежнему с нами, в новых романах Алексея Варламова, Максима Замшева и Родиона Белецкого, что с нами убедительная «малая форма» Анны Чухлебовой, что издатели разговаривают с нашими детьми о Пушкине или конструктивизме на языке графического романа, и что рядом с нами есть люди, которые составили богато иллюстрированный нон-фикшн о гастрономической политике ВДНХ в советский период, начиная с 1930-х годов.

На входе (или на выходе) Выставки номинантов Московской Арт Премии представлены в виде графиков и диаграмм итоги ее работы за пять лет. Это почти четыре тысячи заявок, это разбор номинаций на жанры, статистика и анализ в рамках общей концепции выставки, как условного «НИИ «Совриск», на протяжении пяти лет исследующего современной искусство в Москве.

Очевидно, что номинация «Изо» здесь самая внушительная по количеству работ, возможно потому, что художник работает быстрее, чем режиссер или писатель, а может быть у нас просто больше художников, а может, работа с заявками и премиями более привычна именно в этом жанре. Тут есть над чем задуматься и поразмышлять.

Важно то, что Московская Арт Премия – проект мультидисциплинарный и предусматривающий, как мы уже говорили, солидное денежное вознаграждение. За первое место в каждой из номинаций лауреат получает три миллиона рублей, за второе – два, и миллион за третье.

Как говорят коллеги из экспертного совета Московской Арт Премии, в некоторых отраслях таких премий не существует вообще. Например, в области современной музыки. В литературе это призовой фонд, сопоставимый с главными национальными премиями. И очень важно, что, например, в театре полученные средства чаще всего используются как грант. Например, «Мастерская Брусникина», получив в один из сезонов такую премию, провела на эти деньги блестящий питчинг режиссерских заявок, которые стали впоследствии заметными постановками.

Экспертный совет, который голосованием определяет победителей, формально структурирован по представленным жанрам. Главный режиссер РАМТ и худрук «Практики» Марина Брусникина, режиссеры Дмитрий Мозговой и Юрий Квятковский более компетентны в вопросах театра, директоры московских музейных учреждений – Анна Трапкова из «Музея Москвы», Ольга Свиблова из ММАМ, Василий Церетели из ММСИ и руководитель федерального «РОСИЗО» Ольга Галактионова – в оценке изобразительных высказываний, критик Михаил Визель – в литературе, композитор Николай Попов или директор Союза композиторов Карина Абрамян – в музыке. А Антон Калинкин – в кино.

Но это не догма. В экспертном совете есть и популярные блогеры, и общественники, и финальный вердикт всегда выносится общим, коллективным голосованием всего совета по всем номинациям. Потому что современное искусство, как подтвердит вам любой эксперт, жанр синтетический и всеобъемлющий.