Айдар Шайхин: "Мы готовы быть и музеем Дэрдменда"
В ИЯЛИ провели круглый стол о богатейшем татарском поэте XIX—XX веков
К 165-летию со дня рождения поэта, предпринимателя, мецената Закира Рамеева, известного под псевдонимом Дэрдменд, в Институте языка, литературы и искусства провели круглый стол, на котором обсудили необходимость создания в Казани музея, а также посетовали, что такой большой фигурой не занимаются историки. Подробнее — в материале "Реального времени".
Как Дэрдменд ездил в Казань
Приветствуя участников круглого стола "Дэрдменд: личность, поэт, мыслитель", глава союза писателей РТ Ркаиль Зайдулла напомнил, что в вузах его представляют как человека из категории "искусство ради искусства".
— Но время показало, что Дэрдменд писал не только для искусства, — отметил поэт. — Если изучать его небольшое творчество, он писал, беспокоясь за нацию. Даже в детских произведениях это чувство присутствует.
Также он рассказал историю, как однажды в 1882 году Исмагил Гаспринский в поисках средств на издание газеты "Терджиман" организовал в Казани на ул. Кремлевской, 27, в "Волжско-Камских номерах", литературно-музыкальный вечер:
— На него пришли три человека — братья Рамеевы и один азербайджанец. Ждут, народа нет, видимо, тогда не было Фирдусов Тямаевых, чтобы вписать их в афиши.
Но в итоге на ужине Рамеевы заинтересовались проектом Гаспринского и дали средства. Так у нас появилась первая газета для тюркских народов России.
— Тема пребывания Дэрдменда в Казани туманна, но известно, что он несколько раз бывал в городе, — пояснил Зайдулла.
Вопросы к биографии мецената
Словом, про такого человека надо снимать кино. Закир Рамеев родился в 1859-м в селе Зирган (ныне это Мелеузовский район Башкортостана). Жил в Оренбурге, Орске, учился в Турции. Его семья владела золотыми приисками в районе Орска, но известны Рамеев со старшим братом Шакиром благодаря меценатству и общественной деятельности: они издавали газету "Вакыт", журнал "Шуро", книги, содержали школы, помогали студентам, строили мечети и медресе.
Еще одна точка в биографии Рамеевых — село Юлык Баймакского района. В нем побывал в этом году заведующий Центром письменного наследия Института языка, литературы и искусства имени Галимджана Ибрагимова (ИЯЛИ) Ильгам Гумеров, возвращаясь из экспедиции в Троицке. По пути назад он предложил коллегам изучить местную эпиграфику единственной в округе татарской деревни.
Предки Дэрдмэнда при разгроме Болгара перебрались в Заказанье и район реки Зай, о чем можно найти упоминание в преданиях о Тамерлане. Другой его предок, Тимери, был переводчиком в ханском дворце.
В Юлыке в 1862 году поселился Мухаммадсадык, с сыновьями Шакиром и Закиром, купил мыловаренный завод и открыл кожевенное производство. Вскоре началась работа с золотыми приисками.
На кладбище Гумеров нашел уголок, где похоронены Рамеевы. В центре — семигранная могила Мухаммадсадыка, год смерти — 1891-й (63 года), что отличается от биографии пера Ризаэддина Фахреддина. На других могилах есть записи, указывающие, что остальные дети Рамеевы умерли не в детстве, как обычно пишут, а в сознательном возрасте.
— К сожалению, невнимание к Юлыку обеих республик расстраивает, — резюмировал Гумеров. В деревне сейчас разрушается здание библиотеки, созданной Рамеевыми.
Дэрдменд скончался 9 октября 1921 года в Орске. Здесь бывала писательница Фаузия Байрамова. Она рассказала, как местные показали дом, где поэт умер. Также она долгие годы продвигала идею памятника в Орске, который постепенно разросся до тройного, с включением Мусы Джалиля и Мирхайдара Файзи. Дело в том, что могила поэта находится теперь где-то на территории местного завода. Но далее проекта и сбора средств дело не продвинулось.
Патриот или не патриот?
Главный дэрдмендовед Татарстана Лирон Хамидуллин напомнил, что в том же Орске он бывал еще в 1950-х. Рассказав о жителях этого города, писатель перешел к другим размышлениями:
— Дэрдменд из Оренбурга в Орск не сбежал. Он приехал, чтобы закончить дела с банками. В Орске был английский банк. Искандер, у которого должен был родиться Башир, приехал туда на месяц позже. А Дэрдменд с женой приехали раньше. Прииски Рамеева относились к Орску. Он приехал, чтобы передать эти прииски советской власти. Он был патриотом. И после смерти Искандер передал прииски.
Позже к этой теме вернулся поэт Ренат Харис, который отметил: сейчас, по его мнению, происходит "дегероизация" классиков. Поэтому не надо писать, что Рамеев бежал из Оренбурга в Орск с белыми.
— Но ведь и Исхаки бежал с белыми, — возразила Байрамова. — Что в этом такого? А про передачу приисков — ведь понятно, что его заставили!
Музей нужен, а где брать экспонаты?
В литературном мире Рамеев известен как поэт Дэрдменд, чье небольшое творчество, продолжающее традиции восточной поэзии, рассматривается исследователями как альтернативный Габдулле Тукаю путь.
При этом профессор КФУ Талгат Галиуллин (который посетовал, что планировал выступать полчаса, а регламент всего 8 минут), указал, что два поэта дополняли друг друга. Часть своего выступления он посвятил одному из самых известных стихотворений, оно заканчивается словами: "Родина — она уйдет. Молоко — не пропадет".
— Я про это очень долго думал. Здесь Дэрдменд нас испытывает, в шутку говорит, если уйдет молоко — останется ли родина? Можно ли их противопоставлять? Но если поклоняться только молоку, богатству, то и родина пропадет, — сказал он.
Конечно, на круглом столе неоднократно поднимался вопрос создания музея. Певец Марат Сабитов указал, что значительная часть раритетов, связанных с Дэрдмендом, хранится в Башкортостане, к примеру пианино поэта стоит в театре Мажита Гафури (занятно, что именно этот писатель с произведением "На золотых приисках поэта" сформировал советское представление о нем как об эксплуататоре). 27 августа в селе Зирган открылся бюст Дэрдменда.
— Это был праздник татарской поэзии, концептуальный, символический праздник, — нагнетал пафоса Шарипов. — Сенсация в том, что поэту Дэрдменду поставили памятник на открытом воздухе, — и предположил, что такие обелиски появятся в Оренбурге, Казани и других городах. А также предложил создать энциклопедию Дэрдменда.
С другой стороны, как бы один музей Рамеева в Казани есть. Башира Рамеева, разработчика первых советских ЭВМ, внука поэта. Во втором казанском IT-парке, сообщил его племянник Бату, появился интерактивный музей
— Там показывается его жизнь, в контексте есть и про Дэрдменда, и про отца, — отметил юрист. — Что-то добавить уже невозможно, все по хронологии идет.
Занятно, что информации на сайте IT-парка об этой комнате нет. Найденная в Сети ссылка на регистрацию указывает на экскурсию от мая 2023 года.
— Письма идут — нужен музей тому писателю, этому писателю. Слава богу, у нас большая литература , — сказал директор музея истории татарской литературы с мемориальной квартирой Шарифа Камала Айдар Шайхин. — Часть писем приходит и к нам. Мы тоже реагируем. Нам в ответ в основном говорят — есть музей, сделайте выставку. Но наш музей мал, 644 квадратных метра. Из них 227 — экспозиция.
При этом, отметил Шайхин, у них всегда представлено перо, которое Шарифу Камалу подарил поэт. Есть еще несколько предметов в фонде Нацмузея — ложка, вилка… Чтобы сделать, что-то большое, надо либо как-то договориться с Башкортостаном, либо выкупить реликвии у родственников — закупки Минкультом практикуются:
— Сомнительно, что в ближайшие годы появятся музеи, связанные с татарскими личностями. В Татарстане вообще много музеев — в пересчете на население. Можно найти место у нас. Мы готовы быть и музеем Дэрдменда. В следующем году у нас будет меняться второй этаж. Один из залов мы готовы отдать Дэрдменду.
Конечно, в таком деле должны участвовать и историки. Участники круглого стола отметили, что в забитом кабинете ни одного представителя от них не оказалось. Что имеем в результате — исследований не от филологов мало, изданий на татарском немного, переводы на русский оставляют желать лучшего.
10 декабря в театре им. Камала пройдет вечер от Союза писателей РТ, посвященный поэту.