Войти в почту

В Эрмитаже открылась юбилейная выставка Рериха

Кульминацией празднования юбилейного года Николая Рериха - художника, философа, археолога, писателя, путешественника и общественного деятеля - стала выставка "Твердыня пламенная" в Главном штабе Государственного Эрмитажа. Экспозиция к 150-летию со дня рождения Рериха представляет всю многогранность личности, которой мир, между прочим, обязан концепцией сохранения культурного наследия.

В Эрмитаже открылась юбилейная выставка Рериха
© Российская Газета

Название выставке дал сборник статей, обращений и духовно-философских эссе Николая Рериха, посвященных вопросам культурного и духовного строительства, изданный в Париже в 1933 году. Спустя всего два года в Вашингтоне будет подписан Пакт Рериха - первый в мировой истории Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Идея родилась у него из увлечения археологией, и еще в 1932 году Николай Рерих пишет: "Хотя и военное время жестоко угрожает Памятникам творчества, но и вне официальной войны, при прочих потрясениях человечества, эти Памятники подвергаются не меньшей опасности".

К сожалению, эта мысль не потеряла актуальности и в наши дни, почти век спустя.

Археологическая коллекция семьи Рериха, включающая личные находки Николая Константиновича, его супруги Елены Ивановны и младшего брата художника Бориса Константиновича, сегодня хранится в Государственном Эрмитаже - более 26 тысяч предметов, преимущественно артефакты каменного века и памятников Средневековья. Коллекция его западноевропейской живописи до революции 1917 года насчитывала более ста полотен, в том числе голландских и итальянских мастеров XV-XVII веков.

Идея первого в мировой истории Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников принадлежит Рериху

Сегодня на выставке можно увидеть "Святого Архангела Михаила" Винченцо Фоппа, "Скалистый пейзаж со святым Иеронимом" Руланта Саверея, "Накренившиеся суда в бурном море" Адама Виллартса. А сын художника Юрий Николаевич коллекционировал тибетские свитки тангка - блестящие образцы буддийского искусства, и они тоже представлены в залах-трансформерах Главного штаба.

- Эрмитажный Рерих - утонченный представитель петербургской культуры, вдохновенный пророк духовного единства России и Востока, романтически практичный борец за права культуры, - отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Здесь - Рерих и Петербург, Рерих и Древняя Русь, Великий шелковый путь, Рерих и Тибет, Рерих и мировая политика. Все представлено удивительными вещами, все очень насыщено смыслом.

Мозаичное панно жизни Николая Рериха для выставки собирали из самых разных кусочков: мемориальные предметы, произведения русской иконописи и тибетской живописи, предметы декоративно-прикладного искусства, памятники письменности, книги, документы, фотографии, и, разумеется, работы самого Учителя - начиная от самых ранних. Так, из Музея-усадьбы Николая Рериха в Изваре в Эрмитаж прибыла картина "Вечер богатырства Киевского". Интересно, что это полотно - часть диптиха вместе с работой "Утро богатырства Киевского" (место нахождения неизвестно), за который Рерих был удостоен звания художника, и в основе - былинный сюжет: слишком самонадеянные богатыри, они бросили вызов небесной силе, а затем испугались и окаменели.

В контексте новейшей истории можно читать как пророчество.

Картину "Гонец. Восстал род на род", которую Рерих тоже представлял на звание художника, затем приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. Еще из Третьяковки прибыли "Заморские гости" и полотно "Город строят", из Музея Академии художеств - малоизвестные "Натурщик" и "Отдых охотника"...

Как рассказали в Эрмитаже, выставка подготовлена совместно с Санкт-Петербургским государственным музеем-институтом семьи Рерихов и при участии двух десятков музеев и культурных институций России, Республики Беларусь и Монголии.

Тем временем

В Ленинградской области в год 150-летия со дня рождения Рериха отремонтировали его родовую усадьбу в Изваре и установили памятник художнику и философу. Авторы монумента изваяли его молодым - таким, каким он мог приезжать сюда к родителям на каникулы из петербургской Академии художеств.