Дмитрий Лебедев: "Скандинавские мифы — это часть нашего культурного кода"

Журналист и писатель Дмитрий Лебедев рассказал на книжном фестивале "Текст" о скандинавских верованиях, Торе и викингах

Дмитрий Лебедев: "Скандинавские мифы — это часть нашего культурного кода"
© Реальное время

На книжном фестивале "Текст", который прошел в Национальной библиотеке Татарстана, журналист, автор популярных подкастов и книги "Скандинавские мифы для детей" Дмитрий Лебедев рассказал о скандинавской мифологии, ее значении для европейской культуры и связи с современными произведениями. Он объяснил, почему скандинавские мифы — это не просто наследие северных народов, но и часть общего культурного кода, которому мы обязаны многим аспектам сегодняшней реальности.

Скандинавские мифы: больше, чем просто северное наследие

На книжном фестивале "Текст" Дмитрий Лебедев заявил: "Скандинавская мифология — это новая древнегреческая мифология, как оранжевый — это новый черный. Скандинавские мифы — это часть нашего культурного кода". Эта громкая фраза, хотя и не лишена иронии, прекрасно отражает суть обсуждения: скандинавские мифы не просто пережили века, но и проникли в самую ткань европейской культуры. Даже если вы никогда не читали "Старшую Эдду", можно быть уверенным: эти мифы все равно с вами. Они как будто становятся частью нашей жизни — с каждым новым культурным феноменом, будь то Толкин или современные комиксы, они заявляют о себе.

Лебедев продолжил: "Скандинавские мифы — одни из самых известных и изученных мифологических конструкций в мире. На втором месте после Древней Греции". Он подчеркнул, что мифы, сложившиеся на территории древнегерманских народов, начали развиваться много веков назад, еще до нашей эры. Эти мифы мигрировали с носителями культуры, распространяясь по всей Европе. Мы знаем о них благодаря материалам, археологическим находкам и самым старым наскальным рисункам.

Например, в Англии можно увидеть крест, который может рассказать нам о древних верованиях. А в Скандинавии до сих пор сохраняются наскальные рисунки.

Одним из таких примеров Лебедев назвал изображение, найденное на камне в Скандинавии: фигурка человека с молотом в руках, он движется на неведомых животных, скорее всего, козлах. Этот образ, по словам Лебедева, напоминает известного бога Тора, чье оружие — молот — давно стало символом грома и силы. Эти рисунки могут рассказать нам о божествах, которые правили не только небесами, но и землей, о мифах, которые оживали в самых удивительных формах. Тор, одетый в доспехи, путешествующий на волшебной колеснице, — персонаж, который стал архетипом могучего бога. Эти мифы были "задокументированы" не в литературе, а в самой природе — в камнях и петроглифах, переживших века.

"Если на юге Европы христианство распространилось быстро, то на Севере оно пришло гораздо позднее — лишь в IX—X веках. И, конечно, это дало мифам возможность сохраниться", — объяснил Дмитрий Лебедев. Чем севернее, тем дольше мифы жили рядом с людьми, не подвергаясь тотальной христианизации, как это происходило на юге. Так мифология и культура Скандинавии, пережившие века, не были безвозвратно утрачены. Лебедев отметил, что для нас важно понимать: именно северная часть Европы стала хранителем уникальных мифов, которые, несмотря на все колебания истории, сохранились благодаря своему исключительному значению.

"Королевский кодекс" и учебник для скальдов

"Что мы имеем из древности?", — спросил Лебедев. Ответ прост: "два великих памятника". Эти памятники — "Старшая Эдда" и "Младшая Эдда" — дают нам основное представление о мифах Скандинавии, которые передавались устно и только в XIII веке были записаны. Начнем с того, что самый древний и загадочный из них — так называемый "Королевский кодекс", который был написан в XIII веке. Этот текст, скорее всего, основан на более старых версиях, которые до нас не дошли.

Процесс создания этого памятника связан с фигурой Сэмунда Мудрого — исландского священника, ученого и по легенде обманщика самого дьявола. "Человек, который обманул самого черта, как бы мог не написать такую замечательную вещь, как "Королевский кодекс"?!", — с улыбкой заметил Лебедев. Однако, как это часто бывает с древними произведениями, история о Сэмунде как авторе не подтвердилась, и настоящего создателя "Королевского кодекса" так и не установили.

Этот кодекс, который позже получил название "Старшая Эдда", — сложное сочетание мифологических песен, которые передавались в разных культурах и нарративных формах. В нем содержится много рассказов о богах, героях и важнейших событиях мифологического мира. Но на самом деле этот кодекс не дает нам четкого ответа на все вопросы о мифах. Ответы пришли позже, с появлением "Младшей Эдды".

Если "Старшая Эдда" погружала нас в мифы и легенды, то "Младшая Эдда" представила мифологию как нечто более систематизированное и доступное. Впрочем, и тут есть свои особенности. "Снорри Стурлусон, исландский ученый и историк, составил свой труд как учебник для скальдов" — тех поэтов, которые на пирах создавали великолепные стихи, восхваляя богов и героев. Этот учебник получил название "Эдда", что до сих пор вызывает вопросы. Означает ли "Эдда" прабабушка или что-то другое — неясно. Однако Снорри не стал зацикливаться на словах. Важнее было содержание.

Снорри Стурлусон использовал мифологию как основу для своего учения. Он создал текст, который стал настоящим пособием для поэтов того времени. Примерно так же, как современный учебник по литературе, "Младшая Эдда" учила слагать стихи. Эти стихи, наполненные мифологическими образами и богами, стали важной частью культуры Скандинавии. Важно отметить, что "Младшая Эдда" тоже сыграла свою роль в сохранении мифов. Этот текст сформировал основу для понимания не только поэзии, но и мифологии как таковой. В нем мы видим важнейшие образы богов и героев, слагаемых в поэтическую форму.

Пантеон, мироздание и конец света по-скандинавски

Но что же делает скандинавскую мифологию особенной? "Главный цимес скандинавских мифов в том, что мы имеем довольно стройный пантеон: всего 12 асов и 14 богинь". В отличие от многих других мифологий, где боги могут быть многочисленными и непредсказуемыми, скандинавский пантеон подчинен строгой системе. Каждый из богов занимает свое место, играя свою роль в мировом порядке.

Кроме того, у скандинавов есть четкая структура мироздания. Согласно мифам, существует "9 миров вокруг мирового древа", которое соединяет различные уровни бытия. Но есть еще и "десятый мир", который не подчиняется никаким законам и может быть иллюзией. Этот мир называется Утгард, и, возможно, он вовсе не существует. Утгард — это мир, где нарушаются все закономерности, и, по мнению некоторых ученых, это "обман разума", на который могут попасть даже самые мудрые. Лебедев указал на это как на уникальную особенность скандинавской мифологии. Структура мироздания Скандинавии в определенном смысле — зеркало той реальности, в которой люди жили, с ее напряженностью, неопределенностью и мистицизмом.

Однако, что отличает скандинавскую мифологию от множества других мифов мира — это эсхатология, или, проще говоря, понимание того, что должно произойти в конце времен. "Для большинства языческих культур мира ничего не было определено насчет конца света. Все было впереди, все еще не произошло. Но у скандинавов есть Рагнарёк", — объяснил Лебедев.

Рагнарёк — это не просто апокалипсис, а нечто более мощное, с яркими картинами гибели богов, разрушения миров и победы хаоса. Это конечный исход, который не оставляет сомнений. Суть Рагнарёка — это финальная битва, где герои погибают, но в конце появляется надежда на возрождение мира. В этом процессе важны не только боги, но и герои, которые погибают, чтобы оставить после себя новую эпоху. Только "немногие смогут пережить этот страшный день".

Скандинавские боги в повседневной жизни

Уже в повседневной жизни мы сталкиваемся с именами скандинавских богов. Лебедев напомнил, что дни недели в английском языке носят имена древних богов. Wednesday — это германский прототип Одина. Tuesday — день Тюра, бога войны, а Thursday — день Тора. Friday посвящен богине Фрее. Это напоминает о том, как культура древних народов прочно проникла в нашу жизнь, даже если мы и не задумываемся об этом.

Один из самых известных мифов о Торе, который стал почти что детским фольклором, — это история о похищении его молота. Чтобы вернуть себе молот, Тор вынужден переодеться женщиной и выйти замуж за великана Трюма из Ётунхейма. Во время пиршества Трюм поднимает свадебную вуаль и интересуется, почему невеста так много ест и почему у нее такие большие красные глаза. Эта история в какой-то момент плавно мигрирует в другие сюжеты и превращается в сказку о Красной Шапочке.

Скандинавские мифы и их персонажи, такие как Один, Тор, Локи и Фрейя, оставили яркий след в творчестве множества писателей и художников, включая Дж. Р. Р. Толкина. Он главный популяризатор скандинавской мифологии. Толкин вписал скандинавских богов в свою вселенную, а потом и в мировую поп-культуру. Например, образы гномов, эльфов и волшебных артефактов, таких как кольца и молоты, в его произведениях напрямую заимствованы из "Старшей Эдды".

"Кольцо — как проклятое сокровище", — сказал Лебедев. Эта идея о злосчастном кольце, которое принесет лишь страдания своему обладателю, восходит к мифу о кольце, которое было подарено Андвари, гному из "Старшей Эдды". Это кольцо также оказалось источником гибели, как и кольцо во "Властелине колец" Толкина, символизируя вечную борьбу между добром и злом.

Лебедев также напомнил о том, как и другие элементы мифологии перекочевали в массовую культуру. Взять хотя бы Смаука — дракона, охраняющего сокровища. Он — переосмысленный образ Фафнира, дракона из мифов, который также охранял золото, пока не был побежден героем Сигурдом.

Скандинавские мифы в супергеройских костюмах

После Толкина мифы северных народов нашли новое воплощение в комиксах и кино. Лебедев отметил, что многие супергерои Marvel, такие как Тор и Локи, представляют собой прямые трансформации древних скандинавских богов, но в значительно более "современных" интерпретациях. "Когда Марвел адаптировал Тора, они, конечно, переиначили его, но вот та самая мифологическая основа осталась", — отметил он.

Толкин и комиксы Marvel стали не только популяризаторами мифов, но и катализаторами их массовой переработки. Тор в Marvel — это, по сути, тот же громовержец из мифов, но теперь у него есть свой костюм и молот, который светится в темноте, а Локи стал тем, кто манипулирует реальностью, хотя и в немного другой форме. Даже форма борьбы между богами и великанами в их противостояниях, когда Тору и Локи приходится объединяться против общих врагов, перекликается с древними мифами.

Итак, скандинавская мифология пережила множество изменений и адаптаций, но ее фундаментальные образы остаются актуальными. Для современного мира важна не только их древняя сила, но и способность встраиваться в новые культурные контексты. Дмитрий Лебедев в своем выступлении продемонстрировал, как мифы из "Старшей Эдды" и другие древние тексты были адаптированы для новых форм искусства — от литературы до комиксов и кино, продолжая влиять на наше восприятие мира и наши культурные коды. Эти мифы, на первый взгляд, могут показаться далекими, но они все еще с нами, лишь переосмысленные, трансформированные и готовые заново ожить на страницах книг и экранах наших телевизоров.

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты "Реальное время", автор телеграм-канала "Булочки с маком" и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке "Макулатура".