Войти в почту

Нереализованный потенциал рождений: поможет ли новая стратегия властей по демографии

Увеличение рождаемости и продолжительности жизни — самые трудные из ключевых задач по достижению национальных целей развития до 2036 года. Власти подготовили проект Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в России, который был презентован вчера, 14 ноября.

Нереализованный потенциал рождений: поможет ли новая стратегия властей по демографии
© ТАСС

На решение о рождении ребенка, как и на продолжительность жизни, влияет множество факторов на индивидуальном, семейном, поселенческом, региональном, страновом и общемировом уровне.

Перспективы

Если говорить о динамике численности населения, то на этот процесс непосредственно влияют три основных демографических составляющих: рождаемость, смертность и миграция.

Рождаемость быстро и сильно откликается снижением на кризисные изменения и трудные жизненные ситуации, с временным лагом и меньшим отзывом реагирует на стимулирующие меры политики. Максимальный позитивный ответ на меры поддержки здесь фиксируется тогда, когда есть нереализованный потенциал рождений — то есть когда намерения иметь детей выше, чем реальное число родившихся детей. Сопоставление репродуктивных намерений россиян и реальной рождаемости свидетельствует о том, что у нас в стране есть такой нереализованный потенциал.

Это означает, что продуманная система государственных мер поддержки способна позитивно влиять. Однако принципиально важно подчеркнуть, что в ближайшие 12 лет (до 2036 года — период, который пока заложен на реализацию представленной стратегии) это не только и не столько политика социальной поддержки, которая была основным инструментом содействия росту рождаемости последние 10 лет. На решение о том, чтобы завести ребенка, как я уже отметила, влияет широкий набор факторов — от уровня заработной платы и доступности жилья до инфраструктуры в регионе проживания и комфортности корпоративной среды для работников с детьми.

Именно поэтому для того, чтобы всерьез повлиять на уровень рождаемости, в стратегию заложен широкий набор мер: в части решения жилищных вопросов, сохранения репродуктивного здоровья, обустройства инфраструктуры по месту проживания, корпоративной политики, социального поощрения родительства и многодетности.

Важные вопросы

Государство должно постоянно отвечать на вопросы, может ли молодой отец заработать достаточно, чтобы в семье родился второй ребенок? Может ли женщина с двумя и тремя детьми выйти на работу, или она в силу особенностей инфраструктуры, расстояний, доступности кружков и секций вынуждена работать "водителем" при своих детях? Может ли молодая семья в регионе своего проживания найти для себя достаточно возможностей, или из некоторых территорий семьи должны уезжать, обустраиваться в новых городах и только потом уже думать о детях?

Чтобы ответы на эти вопросы были обнадеживающими для российской демографии, необходимо работать комплексно. Именно комплексный, межотраслевой подход заложен в стратегии.

Необходимость такой работы осознают не только в научном сообществе, но и на высоком политическом уровне. Президентом РФ дано поручение провести своего рода "ревизию на семейноцентричность" всех новых национальных проектов. Это означает, что каждый нацпроект должен отвечать на вопрос о том, что он привнес для того, чтобы репродуктивные намерения мужчин и женщин максимально реализовались, а Россия стала страной с самой комфортной средой для рождения и воспитания детей. 

Я надеюсь, мероприятия, направленные на увеличение рождаемости и продолжительности жизни, создание условий для семей и сохранения семейных ценностей, будут учитываться в реализации государственной политики во всех направлениях.

Отличительная особенность представленной 14 ноября стратегии от предыдущих — это ставка на межведомственные действия, поддержку регионов с низкой рождаемостью и создание благоприятных условий для совмещения экономической активности с семейной жизнью.