Режиссёр спектакля «Руслан и Людмила» Елена Гордеева: «Хотим вернуть зрителей к Пушкину»

В Курском государственном драматическом театре 16 ноября на Малой сцене состоится премьера спектакля «Руслан и Людмила». Постановка завершает цикл «Пушкинские сказки», приуроченный к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича и созданный при поддержке Министерства культуры РФ. Поэма, хоть и наполнена волшебными мотивами, повествует о сложных человеческих взаимоотношениях, раскрывает темы многогранные и глубокие. О том, как Пушкинское слово оживает на сцене театра, названного в его честь, расскажет режиссёр цикла, заслуженная артистка России Елена Гордеева. – Что ощущаете сегодня, завершая работу над циклом? – Ощущаю и радость, и приятную усталость, и гордость за проект, который уже успел вызвать положительный отклик у зрителей. – Чем «Руслан и Людмила» существенно отличается от двух других сказок цикла? – Во-первых, это поэма, а не сказка (прим. ред.: предыдущие постановки цикла – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»). Она отличается объёмом текста, количеством действующих лиц и мест действия – другие масштабы. Произведение начинается с зачина о Лукоморье, который звучит в каждом спектакле цикла и связывает постановки в единую концепцию. В поэме зачин находит своё воплощение, картина становится полной с историей Руслана и Людмилы. – Насколько сложно было осуществить прием погружения зрителя вместе с гостями Лукоморья из реального мира в сказочное пространство? – Изначально мы сомневались: прочувствует ли зритель это погружение в сказку, сможет ли увидеть сюжеты Александра Сергеевича глазами девочки Тани, которая читает произведения по мере своего взросления и попадает в созданные Пушкиным миры. Однако все сомнения были напрасны. Ход был принят зрителем! Перемещение в волшебное пространство Лукоморья прошло легко, поскольку было оправдано и позволило расставить всё по своим местам. Нас приняли, поняли и поверили нам. – Особенно подчёркивает удачное решение первая восторженная детская реакция: ребята в зале спрашивали у родителей, сколько лет девочке, попавшей в сказку, имея в виду актрису Майю Волвенкову, исполнительницу роли Тани. К слову, на сей раз больше актеров стало частью Лукоморья. Принцип, при котором один артист играет несколько ролей, продолжает работать? Ожидать ли зрителю массовых сцен? – Безусловно. Каждый читает, проживает, играет несколько ролей. Персонажей очень много, но я не видела смысла привлекать ещё больше актёров. С самой первой сказки мы задали правила игры, ту концепцию с перевоплощением одного героя из реального мира сразу в несколько сказочных образов. Сегодня наш зритель охотно принимает эту задумку. Более того, мне кажется, поэма «Руслан и Людмила» – тот материал, который можно назвать настоящей находкой для артистов. Одно произведение дарит диаметрально противоположные характеры, возможность раскрыться профессионально с разных сторон. Например, у нас заслуженные артисты России Андрей Николаевич Колобинин и Юрий Викторович Архагельский играют сразу три роли: князь Владимир, Фин, Черномор. Потрясающий простор для перевоплощений и передачи чувств, мыслей героев: от безутешного отца-властителя до старика, прожившего свою жизнь в погоне за мнимым счастьем. И Черномор… Острохарактерный, подвластный своим страстям и чёрным мыслишкам. Уникальная, любопытная для актёра палитра! Сильные артисты нанизывают на себя три важных составляющих этой непростой истории. У нас сложносочинённая конструкция всего спектакля: мы совмещаем рассказ, действие и зрелищную составляющую. Постановка не драматургическая в полном смысле этого слова. Диалоги дополняет авторский текст, мы не могли лишить нашего зрителя удовольствия от Пушкинского слова. Говоря о массовости, могу добавить, что мы совместно с Галиной Николаевной Халецкой, режиссёром по пластике, продумали сцены с необычными пластическими решениями, где заняты все артисты спектакля. Например, проход Руслана через Лукоморье сопровождается нападками духов, русалок, нечистой силы – это масштабная сцена. – Усложнились ли вместе с сюжетной линией костюмы, проекция, световые решения? – Ранее решения, связанные с проекцией и со светом, тоже были достаточно сложны. Мы сохранили этот уровень в условиях нашей Малой камерной сцены. Зрелищность в таком небольшом пространстве, где мы должны сменить несколько мест действия, во многом зависит от подбора видеоряда, его соответствия героям, тексту, поэтому над циклом мы работали совместно с видеографом Русланом Десятовым. – Постановочная команда осталась прежней. Как проходила работа над тремя спектаклями одним творческим составом? Это облегчало процесс? – Работа проходила замечательно! У нас чудесная команда, где все друг друга понимают, слышат, дополняют. Безусловно, мой главный единомышленник – художник-постановщик проекта Вера Козак, которая была автором пространства Лукоморья, автором идеи. Позднее мы начали погружать в суть нашего решения режиссёра по пластике Галину Халецкую, чьи предложения всегда интересно вписываются в постановку. Не могу не отметить тщательно подобранные музыку и видеоряд, сопровождающие все три спектакля. Большое спасибо моему помощнику Руслану Чурюканову, который в полном объёме взял на себя широкий круг функций. Во время репетиций «Руслана и Людмилы» в качестве помощника режиссёра частью команды, её поддержкой стала Анна Драгомир. Художник по свету Людмила Лунёва всегда вместе с нами на репетициях сочиняет решения для спектакля, не отходя от светового пульта. Ежедневная кропотливая совместная работа на площадке приносит самое большое удовольствие! – Современники Пушкина, особенно молодежь, высоко оценили поэму. Что, по-вашему, для себя смогут подчерпнуть из спектакля молодые ребята сегодня? – Пушкин написал эту поэму в 19 лет! В этом весь секрет! Мы можем услышать голос мальчишки в тексте. Несмотря на эпос как на составляющую, несмотря на былинные мотивы и желание Александра Сергеевича сделать исторические отсылки, в произведении столько иронии, столько хулиганства. Он соединил седую старину с лёгким бунтарством, нашёл баланс между крайностями, между полюсами, что и даёт возможность этому бриллианту сверкать! Наша сверхзадача как исполнителей поддержать эту идею. Девятнадцатилетний Пушкин, который смог высказаться в своей поэме, попадает в сердца молодёжи как их ровесник. Сегодня мы смотрим кино и часто удивляемся быстрой раскадровке, смене планов, монтажу. Прочитайте «Руслана и Людмилу» и вы поймёте, кто родоначальник этих приёмов. У Пушкина постоянно меняется место действия, меняется «кадр». Для читателей того времени он создал многосерийный фильм с диким темпом повествования, но на бумаге. Сегодня, к сожалению, молодые люди не стремятся к чтению книг так, как стремились раньше. Мы как авторы проекта хотим вернуть нашего зрителя через просмотр спектакля к первоисточнику, к Пушкинскому тексту, хотим сформировать желание у каждого составить своё личное мнение о произведении. – Хотели бы вы вернуться к текстам Александра Сергеевича в работе в будущем? – Я бы не хотела с ним расставаться… Однажды познакомившись с хорошим человеком, как и с хорошим автором, хочется открывать его для себя и дальше, вновь и вновь наслаждаться, впитывать, перенимать мудрость… – Чему лично Вас научило путешествие по миру Пушкинского Лукоморья? – Любить!

Режиссёр спектакля «Руслан и Людмила» Елена Гордеева: «Хотим вернуть зрителей к Пушкину»
© Курские известия