Войти в почту

Петербургская "Пиковая дама" появилась в Москве

Событийной доминантой репертуара Большого театра теперь становятся масштабные мариинские спектакли. Ныне Валерий Гергиев, возглавляющий оба коллектива, представил постановку самой мистической оперы Чайковского "Пиковая дама", которая стала одним из основных элементов неожиданно возникшего в афише фестиваля "Чайковский. Коллекция".

Петербургская "Пиковая дама" появилась в Москве
© Российская Газета

Эта "Пиковая дама" в режиссерской версии Алексея Степанюка - седьмая постановка оперы на Мариинской сцене, что была сделана почти десять лет назад (премьера состоялась в 2015 году), если вести исчисление с момента мировой премьеры в декабре 1890 года под управлением Эдуарда Направника, бессменного руководителя всех мировых премьер опер Чайковского в Императорском театре.

И данный спектакль выдержан в великодержавном стиле в духе ампира (сценография Александра Орлова): постоянно движущиеся линейно колонны выстраиваются галереей или образуют пространство Летнего сада, залов, спальни, казармы, казино - всех тех мест, где приписано появиться героям Чайковского и Пушкина, по одноименной повести которого композитор и создал свой мистический шедевр.

Статуи, огромные и роскошные багеты, золото и мрамор на черном фоне - визуальные акценты, что воплощают представление о петербургском мифе, которым охвачена опера.

Но на фоне всей этой величественности и монументальности человеческие чувства выглядят мелкими и незначительными. А пышные, парадные костюмы и парики (художник Ирина Чередникова) смотрятся сегодня и вовсе потешно.

И хотя на первых тактах вступления к опере на авансцене появляется маленький мальчик (Александр Дерябин) и трогательно строит карточный домик, который предсказуемо по законам драматургии будет в финале разрушен, в спектакле нет внутренней жизни и тех взаимоотношений между героями, что делают их настоящими людьми.

Оркестровое звучание под дирижерской палочкой Валерия Гергиева было мощным и строгим

Но есть феноменальное исполнение музыки Чайковского. Оркестровое звучание под дирижерской палочкой Валерия Гергиева было и мощным, и строгим; страстным и смиренным. Чуть замедленные темпы были иногда испытующими для певцов, однако роскошно демонстрировали все богатство инструментального письма Чайковского.

Ансамбль солистов по теперешней традиции был собран из микста солистов Большого и Мариинского театров. Партию Германа исполнил Нажмиддин Мавлянов, официально "приписанный" к труппе Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, но востребованный по всему миру. И его Герман, мятущийся в тщетной попытке вырваться из западни судьбы, реально очень хорош и по образу сильнее постановки.

Как и великолепная Ольга Бородина, чья Графиня, вовсе не старуха, хранящая зловещую карточную тайну, а дама, повелевающая миром и знающая секрет обольщения в любом возрасте: знаменитая песенка из оперы Гретри "Ричард Львиное сердце" Je crains de lui parler la nuit, цитируемая Чайковским, произвела эффект затаенного заговора. Ольга Бородина лишь красотой своего феноменального голоса и уникальной вокальной техникой создала характер, не только не похожий ни на одно из самых признанных исполнений, но и по силе своей конгениальный партитуре Чайковского.

Портретная галерея иных персонажей получилась эклектичной и вокально тоже пестрой. Рядом со строгим, полным внутреннего достоинства князем Елецким (Алексей Марков) - граф Томский (Эльчин Азизов) волей режиссера отчего-то предстает аляповатым шутом, хотя именно он своими интригами и совершает трагический поворот сюжета.

Полина (Алина Черташ), как и в большинстве постановок, неприкаянная по сути. Лиза благодаря Анне Шаповаловой оказывается одарена большим, красивым голосом. Но вокальной выносливости и драматургической наполненности пока не хватает. Но ариозо "Ах, истомилась я горем!" она спела так, что не сопереживать было невозможно.

И столь же пронзительно хор простился с умирающим Германом.

Правда, впрямую здесь никто не умирает: Графиня, Лиза и Герман встают и уходят в другую реальность, которой очень не хватает в этом спектакле, чтобы попытаться разгадать тайну "петербургского мифа".

Между тем

Фестиваль "Чайковский. Коллекция", что собран на основе репертуарных спектаклей композитора, только набирает обороты и продлится около двух месяцев. Так, например, "Иоланта" обрела уже сонм интересных молодых исполнителей, а венчать проект, конечно же, будет "Щелкунчик" (количество заветных спектаклей еще окончательно не определено, и билеты пока не поступили в продажу). В рамках фестиваля, кроме "Пиковой дамы", Мариинский театр еще покажет в Большом редко ставящуюся оперу "Чародейка" (10, 11 декабря) и легендарный классический спектакль Юрия Темирканова "Евгений Онегин" (7, 8 декабря). И, быть может, какие-то из них останутся и в репертуаре Большого театра.