Худрук Детского театра Федоров рассказал о его становлении и современных детях
Есть в Москве необычный театр, в котором играют дети - от первоклашек до старшеклассников. При этом театр - репертуарный, государственный, солидный и любимый, и недавно он получил новую хорошо оборудованную сцену близ Чистых прудов.
Официально он именуется Детский музыкальный театр юного актера с труднопроизносимой аббревиатурой ДМТЮА. И ему стукнуло 35 лет - возраст зрелости. Девизом юбилея стала строчка из награжденного Премией Москвы спектакля "Республика ШКИД": "Мы выросли, мы смогли!".
Сейчас в репертуаре театра три десятка спектаклей, которые идут на трех сценах: на Малой Дмитровке, где театр родился, на Новой сцене у Чистых прудов и на сцене "Экспромт". Почти 40 педагогов и репетиторов работают здесь с юными талантами, учат актерскому мастерству, вокалу и хореографии.
В его четырех театральных студиях занимаются более шестисот детей. За эти годы они росли, многие стали профессиональными актерами. В их числе Валерия Ланская, Дмитрий Ендальцев, Наталья Громушкина, Николай Басков, Евгения Малахова… И недавно основателю театра и его худруку Александру Федорову мэр столицы вручил Премию Москвы в области литературы и искусства.
Мы беседуем с Александром Федоровым в преддверии юбилейных празднеств.
Как вы пришли к идее такого театра?
Александр Федоров: Долгая история… Я с детства знал, что такое дефицит внимания со стороны взрослых. И на всю жизнь сохранил ощущение, как же это хорошо, когда с тобой общаются не сюсюкая, как с малышами, а серьезно. Очень много читал и потом детям помладше рассказывал о прочитанных книгах, о Пушкине. Хотел стать учителем литературы, но поступил в Институт стали и сплавов, который окончили родители. И еще в школе стал сочинять песни на стихи Бернса, Межелайтиса, Ахматовой… Их послушал Микаэл Таривердиев, сказал, что мне нужно учиться. И я, уже восемнадцатилетний верзила, стал учиться в музшколе вместе восьмилетками.
Как я помню, вы и оперы сочиняли
Александр Федоров: Меня в школе попросили сочинить музыку к какой-нибудь сказке. Я пришел к маме, и она открыла томик Андерсена на сказке "Гадкий утенок", на странице, где утята радуются: "Как мир велик!". И написала стихи: "Как этот мир огромен, как травы высоки, над лопухами сонными порхают мотыльки". Так и возникла детская опера "Играем Андерсена". Ее начали ставить в гнесинской семилетке три студента ГИТИСа, а закончил уже я: "Мы тебе все расскажем - и дуй до горы!". И я понял: вот моя судьба! Пошел учиться у Георгия Ансимова в ГИТИСе. И на 4-м курсе организовал детскую студию на улице Чехова. Так начался наш театр.
Где вы нашли первых детей и какой был первый спектакль?
Александр Федоров: Объявили в городской газете, что театр юного актера объявляет набор детей от 8 до 14 лет. Так что приходили просто с улицы. А первых спектаклей было сразу три! Опера-игра Игоря Кадомцева "Тараканище", пластический спектакль "Постижение" для старшей группы и "Дело было в песочнице" по стихотворениям Агнии Барто для младшей.
Крутой был кастинг?
Александр Федоров: Не скажу, что было много желающих. Но когда мы стали давать спектакли и нас позвали на телевидение, показав кусочек из "Оливера!", - вот тут к нам пришли тысячи две детей.
Многие потом остались в профессиональном искусстве?
Александр Федоров: Практически во всех московских театрах и музыкальных проектах работают наши выпускники. Не только как актеры - там есть специалисты по свету, звуку, по разным областям театрального дела.
Вы упомянули об "Оливере!" - это тот самый знаменитый мюзикл Лайонела Барта?
Александр Федоров: Конечно. Я стал о нем мечтать с той поры, когда увидел фильм - красота музыки, хореографии и фильма в целом запали в память. Достал клавир на пару-тройку дней, раздал его ребятам, чтобы переписывали. Мы потом с этим спектаклем много ездили по свету - были в Америке, во многих странах Европы.
Но в этом мюзикле, кроме Оливера, есть и Феджин - зрелый мужчина…
Александр Федоров: В первом варианте Феджином был я. Билла Сайкса и Нэнси играли старшие ребята. Ну, а теперь в труппе есть взрослые актеры - порядка тридцати. То есть наш принцип - не клеить детям бороды.
Труппа штатная, на зарплате?
Александр Федоров: Конечно, мы же серьезный государственный театр! К нам недавно присоединили еще два театра - "Экспромт" и "Театр русской драмы", и теперь взрослых сотрудников у нас 286 человек. Включая большой штат педагогов.
Как формируется репертуар?
Александр Федоров: Идеи предлагает наша литчасть, много присылают либретто, клавиров. Но в основном мои идеи. Мы работаем совместно с Минкультуры, на его гранты - мы ставим два спектакля для самых маленьких в сезон. И уже есть результат: если 4 года назад у нас было 10 заявок, то в этом году их больше 60. Отбираем интересные и даем возможность молодым режиссерам реализоваться.
Сколько премьер даете в год?
Александр Федоров: Два спектакля для маленьких зрителей и один крупномасштабный. Мы работаем медленно, тщательно, ведь актеры - дети, им нужно учиться, потом приходить к нам на занятия, репетировать, вспоминать старые спектакли, делать новые… И по выходным играть на всех наших площадках. Целая фабрика, большая работа. А публика ходит хорошо. На такие спектакли, как "Том Сойер", "Республика ШКИД", "Волшебник Изумрудного города", билеты раскуплены на месяцы вперед.
Какие итоги этих 35 лет вас особенно радуют?
Александр Федоров: То, что к нам так охотно идут дети. Они - тот самый вечный двигатель, вечное чудо. Невероятно талантливые. Конечно, сейчас с ними труднее, потому что они компьютеризированы, у них гаджеты, но как только попадают в театральную среду, творчество их захватывает.
Дети 35-летней давности отличаются от нынешних?
Александр Федоров: Они были голодны на информацию, мало знали о мире. Сейчас они все знают. Но те дети были более внимательны, а сейчас они растут на тик-токах, держат внимание полторы минуты - и подавай что-то новое. Их трудно заставить читать толстую книгу, им нужна сжатость информации. Отсюда мелкость их опыта, их потребностей - такие мелковатые дети. И еще огромная разница в мечтах. Кем хочешь стать? Раньше говорили: космонавтом. Теперь хотят на экономический, мол, это важно в жизни. Они стали прагматичнее, практичнее, уже в 15 лет знают, что пойдут в банк зарабатывать деньги. Хотя те, кто приходят и остаются у нас, хотят стать актерами.